ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








8.I.25
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЮБИЛЯРА
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЮБИЛЯРА
Опыты внутренней свободы    Стоит ли повторять биографию юбиляра? Несложно ведь на клубном сайте заглянуть в рубрику «Библиотека» и прочитать то, что было написано в этот день пять лет назад. Заодно можно обнаружить, что клуб, оказывается, возник вовсе не благодаря, а скорее вопреки привычкам героя этих заметок.
   Казалось бы, природе Матвеева свойственно не сосредотачиваться надолго на одном деле более чем на пять лет. Он постоянно менял профиль деятельности: работал в «Спутнике», занимался интерклубами, культурными программами для иностранцев, увлекался общественной деятельностью, рекламой в разных сферах. Все удавалось. Но надоедало. Даже вышел из успешного бизнеса в американской компании… «Главное – придумать и выполнить. Сделал – становится скучновато. Хочется чего-то нового».
   Он не склонен к долгой рутинной работе. Но обладает «чувством времени». В начале 90-х годов перемены в материальном, социальном статусе людей требовали изменения общественных институтов – людям было необходимо объединяться в сообщества. Увлечение историей в молодости, еще в институте позволило особым взглядом посмотреть на то, что в царской России было так весомо, значимо, востребовано – Московский Английский клуб.
   Стал тщательно изучать архивы, сохранившиеся в Музее революции документы, указы, свидетельства того, что там происходило – чтобы понять суть этого изначально абсолютно элитарного дворянского общества, затем разбавленного купечеством. Оказалось, что клуб не был чем-то необыкновенным, исключительно аристократическим собранием. Да, лучшие умы отечества, государственные деятели, авторитетные персоны, литераторы, философы. К мнению сообщества прислушивались... Да, лучшая библиотека. Да, лучшие обеды. А для кого-то – место для игры в карты, где члены клуба просаживали состояния. Но в основном это было сообщество, где встречались те, кто был друг другу интеллектуально близок, интересен.
   Матвееву удалось понять, прочувствовать саму логику и дух исторического клуба, тот его смысл, который можно было перенять, построить некое современно сообщество, где люди могли встречаться, обсуждать самые разные вопросы, влиять на то, что происходит. Это стало базовой основой при возрождении клуба. «В отличии от современных бизнес-клубов или клубов по профессии, Английский клуб всегда отличался своей разносторонностью и людей, и взглядов. Клуб как организация никогда не становился на сторону какой-либо партии или политического лидера. Важно в клубе не то, что происходит в непринужденной обстановке встреч, а кто участвует и какие мысли свободно обсуждаются».  
   Благодаря дару, способности воодушевить людей, Олег смог объединить состоявшихся в различных профессиях, разного возраста, порой разных взглядов – для общения, обсуждения идей, возможно, для благотворительности. Велика роль соучредителя клуба, Сергея Абакумова, с ним Олег много лет работал в «Спутнике» и ему первому предложил заняться созданием клуба. Сергей был необыкновенно общительным человеком, легко сходился с «великими и ужасными». И они приходили в клуб. Свой опыт, знания, имя вложили в этот проект Александр Ширвиндт, Эльдар Рязанов, Артем Боровик, Марк Захаров, Елена Чайковская, Артур Чилингаров, Владимир Рушайло, Владимир Девятов и многие другие. С энтузиазмом поддержал идею Юрий Лужков. Благодаря «именам», постепенно, как бусинки на ожерелье, собирался первоначальный коллектив. Все шло непросто, медленно, финансово затратно. Но сообщество создавалось.
   Была в этом деле большая наглость, смелость, амбиции. Вопросом о легитимности задуманного не задавались. Главное, считал человек концепции: правила, устав, документы. Все расписано, структурировано, обосновано. Однако привычка начинать и завершать проекты сохранилась. Помог учредить современный Английский клуб в С-Петербурге, организовать в Перми «Строгановский клуб». В течение долгого времени занимался усадьбой «Архангельское» и вернул музею исторические территории. Сосредотачивался на поддержке проектов, предлагаемых членами клуба.
   Он может сняться в роли московского генерал-губернатора Петра Черкасского в «Тайнах дворцовых переворотов» Светланы Дружининой и сыграть купца и мецената Савву Морозова в картине Евгения Герасимова «Савва». На клубный Новый год нарядиться зайчиком или королем-тираном. Во всем этом есть внутренняя свобода и, наверное, некая пассионарность, которая и зародила в нем парадоксальную идею ренессанса исторического Английского клуба, главного дела его жизни. Как оказалось – и Анжелика, жена, стала соратником и несет всю творческую и душевную часть проекта.
   А дальше жизнь клуба уже была необратима. Он лишь трансформировался под воздействием перемен, происходящих в разных сферах в стране. Менялся состав клуба. «Прежде – рассказывает Матвеев – был ажиотажный «спрос». Правда, не все понимали, зачем им это нужно. Просто хотелось примкнуть к известным деятелям культуры, политикам. Через клуб прошло много людей. Кому-то со временем стало не до него, бизнес требовал много усилий и времени, появлялись личные проблемы, кто-то уехал из страны, а кто-то ушел из жизни».
   Всякие были времена, кризисы разного масштаба. Вот тут клубу пошли на пользу такие качества руководителя, как уравновешенность, спокойствие: «Справимся!». Он не паникер, но и не замыкается в трудную минуту. Не будет принимать резких, быстрых решений. Не склонен к тревожным настроениям: «Надо использовать все возможные варианты». Это касается не только клуба. «Жизнь – это счастье, ее надо проживать с достоинством». В этом также – абсолютная внутренняя свобода. Та самая, которая в советской, комсомольской юности позволила увлекаться рок-музыкой, диссидентствовать, выбрать профессию летчика вертолета. В тех, закрытых условиях, попытаться придать советским интерклубам нечто необычное, соответствующее международному представлению.
   Многих удивляет, как сообщество обходят стороной интриги. Что, наверное, естественно для сферы общения, в которой есть женщины. Не потому ли в исторический клуб их не допускали? Противник «заплечных разговоров» Матвеев пресекал старания желающих «раскачать лодку». Результат – сейчас, через 30 лет — это спокойный, доброжелательный, скорее семейный клуб. Но. Когда в августе семья Матвеевых начинает продумывать программу следующего сезона, первое, что обсуждается – ее интеллектуальная составляющая. В клубе должно быть интересно. А что интересно – подсказывает время, авторитетные люди в разных областях, с которыми они с Анжеликой советуются. И это уже закулисная, неведомая многим сторона ведения дела. Кстати, позволяющая и самому руководителю не терять интерес к столь затянувшемуся делу.
   «Есть еще один, на мой взгляд, важный момент: все мы стареем, некоторые с возрастом замыкаются в своей семье, родственниках и жизнь их становится немного однообразной. Клубное сообщество позволяет внести в нее более яркие краски. Легче переживать и сегодняшние непростые времена. В сообществе мы бережно относимся друг к другу, не навязываем определенное мнение, как и в начале клубных времен, поддерживаем право каждого иметь свои, разные взгляды».
   Матвеев не скрывает, что было много проб и ошибок. «Мы стали более профессиональны и я всегда готов услышать от членов клуба критические замечания, понять, что следует изменить, добавить. В частности и с этой целью ежегодно мы собираемся на Совет попечителей. Советы получаем порой самые неожиданные. Это хорошо».
   Вот еще один «штрих к портрету» юбиляра – он открыт «для диалога». Соклубники, отдавая (отнюдь не из вежливости) должное организатору, готовы «что-то в консерватории подправить».
   Владимир Шумейко: «Замечательная идея Матвеева – приглашать в клуб знаменитых творческих личностей. Благодаря им у нас появились творческие традиции, такие, как, Домашний театр, новогодний карнавал, походы в театры, на выставки. Даже «Ужин с Шумейко» стал творческим. Приветствую интеллектуальные перемены, они беспроигрышны, их нужно не только продолжать, но и разнообразить. Неплохо было бы внедрить и «тихий спорт». Опыт участия в биллиардных турнирах показал, что это интересно. Почему бы не вспомнить о шахматах?
Владимир Шапенко предлагает активнее «обновлять кровь», привлечь в клуб молодых актеров, режиссеров, музыкантов, танцоров, художников, композиторов, спортсменов и т.д.
   Дмитрий Городецкий советует возродить поездки по Москве и ее окрестностям, в том числе и на предприятия. Считает, что наверняка вызовет интерес цикл встреч, экскурсий на тему «Великие москвичи». А таких, вне сомнения, немало. Многие из «великих» состояли не только в историческом, но и в современном клубе. «Не провести ли – добавляет – серию заседаний в исторических интерьерах клуба? А на встречах с современными министрами РФ и столицы с участием Владимира Рушайло, Владимира Шумейко, Андрея Нечаева, Сергея Калашникова поговорить о том, «как было – как стало». Почему бы не расширить «зону» путешествий московских гурманов в рестораны других городов?». Городецкий советует клубу присмотреться и к успехам детей членов клуба и вместе порадоваться за них.
   Максим Дунаевский: «Клуб – это идея Олега и его очень важное качество – воплотить замысел и упорно продолжать держать в руках. Я считаю – это потрясающая черта именно его характера».
   Владимир Рушайло: «Каждый из членов клуба пребывает в своей орбите и тем не менее находят время, ресурсы для того, чтобы клуб продолжал существовать и в наше непростое время. Так состоялось жизнеспособное сообщество. Что касается восприятия Английского клуба в общественном сознании, думаю, многие не понимают, что это такое: мы отдаем дань памяти нашим предкам, людям с серьезными именами: крупным литераторам, государственным деятелям, предпринимателям. А чаще клуб воспринимают лишь по названию. И этот недостаток мы должны преодолеть, объяснить обществу – что из себя представляет клуб. Так что есть над чем работать».
   Владимир Девятов: «Олег умеет организовать дело – стратег. Второе важное качество: Матвеев с позиции добра решает те или иные вопросы. Всегда внедряется в ситуации, которые он может решить, и помогает, мы это прочувствовали. Он человек интеллигентный, открытый, опытный, умеет создать и держать команду».
   Вячеслав Печников. «Мне кажется, причина клубного долголетия в неисчерпаемом энтузиазме руководителя. Это не ради выгоды. Матвеев собирал людей по определенному образу и подобию: чиновников, артистов, спортсменов, творческих людей. Кого сумел подтащить, с кем-то договориться. А получился клуб единомышленников – с ним. Он же не на спор это организовал. Он творит историю».
Вот такие разные точки зрения прозвучали, когда готовилась эта статья. А значит наш клуб — это клуб неравнодушных людей.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото из архива клуба


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Владимир ХОТИНЕНКО
Владимир ХОТИНЕНКО:
Мы с Танечкой дружим с Олегом много лет и рады поздравить его с Днем рождения. В этот день хочется говорить о чем-то важном, и я скажу о Клубе.
Роль Олега Матвеева в создании, да и самом существовании Московского Английского клуба переоценить невозможно! И лично у меня этот человек-явление ассоциируется с неким ОБЛАКОМ, которое очень естественно окутывает тебя и, вообще, все происходящее в клубе.
Облако это может пролиться освежающим дождем и, также естественно, защитить от палящего солнца реальности... Одним словом, думая о Клубе и об Олеге возникает образ Облака-Рая, в котором мы все с радостью пребываем!