ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








23.I.25
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
Кем ты себя возомнил?    «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Невольно вспоминается это откровение Анны Ахматовой. Их роман был коротким, но ярким. Фильм «Моди: три дня на крыльях безумия» по пьесе драматурга Денниса Макинтайра «Модильяни», тоже об этом: из какого сора возникает то, что впоследствии позволит миру называть Амедео великим художником и скульптором. Его фигура не первый раз становится предметом киновоплощения. В разное время его играли Жерар Филип, Ришар Берри, Энди Гарсиа…
   На этот раз интерес киногурманов к произведению вызвали несколько причин. Прежде всего, то, что режиссером пронзительной драмы о нищем гении начала XX века Амедео Модильяни стал Джонни Депп. Для актера «Моди» – это второй режиссерский проект (после картины «Храбрец» 1997 года). Любопытно, что одним из продюсеров фильма стал Аль Пачино, давно высказывавший намерение снять фильм сам.
   Не менее важным и интересным оказалось и то, что к продюсированию фильма подключилась и российская компания Russian World Vision во главе с Константином Елкиным. И для него это уже второй проект с Джонни Деппом: в 2023 году его компания была сопродюсером фильма «Жанна Дюбарри», где Депп сыграл короля Людовика XV. Таким образом Депп в Европе возвращается к кинокарьере после скандального судебного процесса с бывшей женой, актрисой Эмбер Херд. Из-за него актера долгое время не приглашали в большие голливудские работы.
  Почему Модильяни? Джонни Депп – фигура неоднозначная, разносторонне одаренная. С детства мечтал и стал музыкантом: у него есть своя группа, оказался талантливым лицедеем. Причем в Голливуде его называют «знаковым одиночкой». Он может отказаться от коммерческих фильмов, отдав предпочтение ролям в независимых проектах. На этот раз бунтарь кинематографа захотел высказаться о бунтаре в мире искусства.
   Как убедились, увидев его на кинофестивале в Риме, Владимир Хотиненко и Татьяна Яковлева, он человек непростой, рефлексирующий. Проходя по красной фестивальной дорожке, старался дать максимальное количество автографов поклонникам. Волнуется, выступая на публике.
   Джонни Депп снял очень личное, эмоциональное высказывание о конфликте художника с обществом, в котором ни он сам, ни мир вокруг не могут признать друг друга. Безусловно, есть схожесть автора фильма и его основного персонажа. Та же эксцентричность, нервность, актер и сам славится непростым нравом, любовью к причудливым выходкам, пристрастием к алкоголю. Депп не только коллекционирует мировые художественные шедевры, среди которых работы Энди Уорхола, Климта, Модильяни. Он сам давно занимается живописью, изображая чаще всего тех персон, которыми восхищается. Пару лет назад начал выставлять свои картины. Оказалось, что их неплохо и весьма недешево покупают.
   Впрочем, можно сколько угодно придумывать, плести причинно-следственные связи… Главное – фильм хорош. Да, Модильяни – в замечательном исполнении Риккардо Скамарчо – ужасен и прекрасен одновременно. Непредсказуемость, безумие дебошира Модильяни ярко подана в самом начале фильма. Оскорбленный, не знающий границ запретного, художник, пройдясь по столам вполне пристойных обитателей кафе, просто «выходит в витрину» на улицу.
   Из-за не востребованности Амедео пробовал себя и как скульптор, высекал каменные головы, «столпы нежности», как он их называл. Но и это не извлекло его из нищеты. Фильм по-европейски драматичен. Никакого голливудского happy end в жизни нищего гения и быть не могло. Признание к нему пришло после смерти. Невоздержанный Амедео собственными руками приближал ее. В фильме она эффектно надвигалась на него то в образе жертв войны, то в виде мрачных фигур венецианских докторов в масках с длинным носом.
   У пьесы, у сценария фильма есть авторы. Но Депп, по рассказам Константина Елкина, на площадке, во время съемок не раз его менял, дополнял, следуя логике уже своего художественного произведения.
   Это фильм не только о Модильяни, но и о самой эпохе, Первая мировая проходит печальным фоном действия, добавляя драматизма, безысходности. Но это и эпоха богемного Парижа, «где художников – как голубей, они в Париж слетаются, чтобы купить вина, продать наброски и убедить себя, что они следующие Пикассо». Его друзья, не менее трагичные обитатели Монмартра. Хаим Сутин, человек, не знавший зубной щетки, не обращавший внимания на тучи мух, облеплявших его «натуру» – протухшую тушу мяса, когда он писал у себя в мастерской «прекрасную игру света». Другой приятель – горький пьяница Морис Утрилло. Так же ярко представлена и эксцентричная англичанка Беатрис Гастингс, журналист, спутница художника, его муза, излюбленная модель. Забавен покровитель Амедео, польский поэт Леопольд Зборовский, Збо. Аль Пачино великолепно сыграл эпизодическую, но, безусловно, ключевую роль коллекционера произведений искусства: Мориса Ганья бросает очередной вызов Амедео. «Вы в отчаянии, вы пронизаны им. Вам трудно понять: то, что вы умеете малевать на холсте, не делает вас творцом, даже не делает вас чертовым художником. Страдания не являются мерилом вашего качества и ценности. Ваши жертвы не могут быть гарантией вашего величия».
   Со словами «Я отказываюсь подвергаться анализу, препарированию, сужению богачей!», Амедео вышвыривает свои полотна и скульптуры из окна, та, что особенно ему дорога – летит в Сену. И начинает все с начала.
   Глядя на экран, зрители, конечно же, мысленно гуляли по Парижу, узнавали знакомые места… Но Елкин вернул всех на место: съемки фильма проходили в Будапеште, Лос-Анджелесе и Турине. О, правдоподобные условности искусства.
   По окончанию просмотра Нелли Закирова выразив мнение большинства зрителей, поблагодарила артистов «Моди», приветствовавших в начале картины будущих российских зрителей. Восхитилась вкусом Джонни Деппа, удачно выбранным на роль Модильяни артистом. Заметила, как красиво, очень эмоционально все снято. «Главное, режиссеру удалось передать боль художника, которого не принимают. Эти ощущения понятны даже тем, кому не знакомы муки творчества».
   Разумеется, это был не просто кинопросмотр, это – клубное мероприятие. Хотя, казалось бы, нарушена традиция: знакомиться исключительно с произведениями соклубников. Константин Елкин, не из их числа. Но именно нарушение традиций дарит богатство разнообразия. Константин 15 лет назад основал Russian World Vision (RWV), компанию, которая занимается производством, кинопрокатом, дистрибуцией российских фильмов на зарубежном рынке. Понятно, что этот процесс недавно несколько усложнился, но, по словам Константина, сейчас начал возрождаться. Компания продолжает заниматься коммерческой реализацией прав на показы художественных, документальных, анимационных фильмов и телесериалов в сотрудничестве и с зарубежными партнерами. Компания и сама снимает фильмы, в частности: «Дух Байкала», «Временные трудности», «Дорогой папа», «Концерт отменяется», «Злые люди» и множество других. Так, цитируя классику, фильм «Касабланка», можно предположить: «это начало прекрасной дружбы», которая в дальнейшем может расширить представления членов клуба о лучших произведениях киноискусства.
   Когда в компании собираются кинодеятели – и общий, и частные разговоры – не только об увиденном, но и о том, что вообще происходит в современном кинематографе. Нужны, важны ориентиры.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Джонни ДЕПП
Джонни ДЕПП:
«Для меня невероятная честь и истинное удовольствие перенести на экран сагу о жизни мистера Модильяни. Его жизнь была полна трудностей, но в итоге стала триумфальной. Это общечеловеческая история, с которой все зрители могут отождествить себя».
Александр ГАЛИБИН
Александр ГАЛИБИН:
«Замечательная картина, поскольку это высказывание человека, которому есть, что сказать миру, знающему, что такое внутренние переживания, у которого есть особое ощущение этого мира. Он высказался кинематографическим языком. Мне очень жаль, что я не мог это слышать в подлиннике, а потому, наверное, не дошел до сути. Какой философски глубокий, потрясающий основы получился диалог художника с героем Аль Пачино! Я получил удовольствие от фильма, и это удовольствие – для размышления. Все очень близко тому, как думаю я. А еще я рад нашей общей встрече».
Яна ЛЫСЕНКО
Яна ЛЫСЕНКО:
«Безусловно, мне фильм понравился. Я люблю произведения, в которых есть сильная психологическая составляющая. А как еще показать безумного гения? Силен финал: все разрушить и начать сначала! Очень эффектна режиссерская задумка – переходить на черно-белые кадры. Как тонко – показать Амадео ребенком. Без слов. Печальная судьба будущего художника – в его глазах».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Как реалистично показана – и за это огромная благодарность создателям фильма – нелегкая в эмоциональном, бытовом плане – жизнь художников в Париже начала прошлого века. Война проходит фоном, но мы видим раненых, изувеченных солдат не на фронте, в тылу. Органично передана эпоха в костюмах, уголках Парижа, правда, потом выяснилось, что съемки проходили в Будапеште. Большой талант самого коллектива – снять такое кино. Конечно, трудно гарантировать фильму большой коммерческий успех, он требует интеллектуального зрителя. Но люди, любящие настоящее искусство, безусловно, будут сопереживать герою, несмотря на его безумства».
Елена ЗВЕЗДИНА
Елена ЗВЕЗДИНА:
«Я убеждена в том, что этот фильм будет востребован в Европе, но не думаю, что он понравится зрителям в России. У нас достаточно разума, чтобы понять: искусство должно вызывать не только отрицательные эмоции. Я не искусствовед, я не могу судить о картинах Модильяни, понимаю, что художник стремится к совершенству, к тому, чтобы быть понятым обществом. У него прекрасная душа, да он подвержен порокам. Замечательная игра актеров, прекрасная работа оператора. Но меня угнетала сама подача «художественного материала».