ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








21.V.25
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Это очень дискуссионно    Гость – физик. В финансах, говорит, не так давно – с 1917 года. И, тем не менее, когда Олег Матвеев, Президент Клуба, представил Андрея Михайлишина, это звучало солидно: Председатель Комиссии по платежным системам и трансграничным расчетам Торгово-промышленной палаты РФ; руководитель целевой группы BRIСS Payments & Fintech рабочей группы Финансовые услуги Делового совета БРИКС; младший научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ.
   Сделал ли специалист вид или действительно не без иронии относится к тому, чем занимается, но выступление начал с цитаты Омара Хаяма:
   Все, что видим мы, – видимость только одна.
   Далеко от поверхности мира до дна.
   Полагай несущественным явное в мире,
   Ибо тайная сущность вещей – не видна.
   Для большинства это был краткий галоп по уже известной истории финансового мира, об эпохах мировых денег, о том, что служило причинами смены мировых валют, каковы механизмы эмиссии. Что подтолкнуло центральные банки мира к созданию национальных цифровых валют… Основные «вехи». Бреттон-Вудская система: как доллар стал мировой валютой. Зачем создавались Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития. Как Шарль де Голль объявил войну доллару. Байка или нет, но история красивая: президент Франции обменял – как это было принято по закону – наличные доллары США и получил 16500 тонн золота, что составляло 3/4 золотого запаса США. Как Штаты ограничили конвертацию долларов в золото в 1968 году: «Шок Никсона». 1974 год – Petrodollar, принцип обеспечения долларов США спросом на нефть после отмены золотого обеспечения. 1981-1989 Рейганомика – рост госдолга США.
   Любопытно было вспомнить практически забытое, что в 1949 возник Совет экономической взаимопомощи. Переводной рубль, введенный в 1963 году. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 года и созданный после него G20, форум, объединяющий 19 стран и Европейский Союз, которые вместе представляют собой около 80% мирового ВВП, 75% международной торговли и две трети населения мира. Удалось ли создать международную финансовую стабильность, ради чего он был создан? Какой удар по ней был нанесен террористическими актами 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. В 2008 году появился биткойн. Финансово-экономический кризис 2008-2010 годов в России был неминуемой частью мирового. 2014 – Крым. 2019 год – ликвидация банковской тайны в Швейцарии. Покусились на святое!
   2019 – проект Банка Китая Digital Currency Electronic Payment и появление цифрового Юаня. В 2020 о разрабатываемом цифровом рубле заявил Банк России. Рассказал гость о проблемах международных расчетов и CBDC (Central Bank Digital Currency) – цифровой версии национальной валюты, которая существует только в электронном виде. И о перспективах ее. В отличие от криптовалют CBDC – официальное платежное средство, поддерживаемое государством, законный эквивалент наличных денег.
   Конечно, во всем этом – желание государств обрести финансовый суверенитет. Без вмешательства или принуждения со стороны других стран и международных структур. Это к слову о том, что «долларовая финансовая система – это оружие, используемое против нас». Тут докладчик посоветовал почитать книгу «Исповедь экономического убийцы» американца Джона Перкинса о том, как работало американское правительство по продвижению своих экономических интересов в разных странах.
   Окинув взглядом историю финансов, гость перешел к появлению БРИКС. В 2001 году этот термин впервые использовал экономист Goldman Sachs Джим О'Нил. «БРИК» (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Сегодня, после значительного расширения, география его стала широка. Также, как и количество мифов о нем.
   От России БРИКС курируют МИД, Минфин и Центральный банк. Есть, рассказал Михайлишин, Деловой совет БРИКС, его деятельность в основном формирует бизнес, не государство. В нем различные рабочие группы, в группу «По финансовым услугам» входит сам докладчик. Ключевая фраза Андрея о работе в Деловом совете – «у разных стран, входящих в БРИКС, разные интересы». Из чего следует, что валюта БРИКС – это фантом.
   Сергей Калашников добавил, что это как раз конкретный пример того, когда политические желания, стремления разбиваются о реальный экономический интерес. Все страны, входящие в БРИКС, не прочь «жить дружно и для взаимной помощи». Но кто играет «первую скрипку»? Китай с его мощнейшей экономикой. А с этим не согласна Индия. Далее следует длинная цепочка различных тонкостей взаимоотношений других стран. В этой «каше» найти приемлемое решение затруднительно. Тем более, когда диктуют экономисты. Политические альянсы возникают «на ура». Но и им трудно складываться, если нет единой экономической платформы».
   Профессиональный спор, как известно, открывает иные горизонты. Это было интересно.
   Что являлось триггером смены мировых валют? Обычно войны, утверждал гость. И график, иллюстрирующий, как почти каждые 80-100 лет менялась мировая резервная/торговая валюта: когда-то – испанские песо, потом франки, британские фунты, с 1944 года американский доллар… «Вот и сейчас мир вошел в эпоху геополитических потрясений и изменений. И они неизбежно приведут к смене доллара на что-то другое».
   А вот на что? Если с прошлым было все более-менее ясно, образ будущего БРИКС, что естественно, находится в тумане. Вырисовывается образ BRICS Pay. Эта система уже вызвала огромный интерес у стран за пределами БРИКС. Более 20 государств, включая Турцию и Нигерию, пожелали присоединиться к ней. В будущем, по мнению специалиста, она обещает стать глобальной платформой для международных расчетов, способной изменить правила игры в мировой экономике.
   Вопреки сложившейся традиции подобных клубных встреч, когда приглашенный специалист солирует, на этот раз модератор встречи, глава РАМС, Сергей Калашников перехватил инициативу и дальнейший разговор повел в режиме диалога, при этом ловко оппонируя гостю. Например, он не согласился с его тезисом о том, что финансовые системы всегда отставали от технического, экономического развития. «Зачастую именно изменение финансовой системы приводило к взрывному росту экономики». Привел яркие примеры. Большая ошибка, продолжил Калашников, строить будущую экономику, опираясь на исторический опыт. «Мы сейчас переживаем коренную ломку научно-технического уклада».
Другое его наблюдение: «Денежная эмиссия породила иллюзию, что выпуск государством денег, это чуть ли не главный атрибут суверенитета государства. В международной торговле денежный суверенитет государства – вопрос очень сложный. Но все государства за него цепляются, как за абсолютный критерий. Что, скажем, мешает России и Белоруссии в рамках союзного государства перейти на единую валюту? По этой аналогии – введение криптовалюты – тоже отказ государства от экономического политического суверенитета».
   Куда более активны, чем обычно, были и члены Английского клуба. Андрей Юрьевич Михайлишин и в этой ситуации демонстрировал и глубокие познания, и ораторское мастерство, и умение импровизировать. На вопрос о времени, в течение которого может появиться валюта БРИКС, напомнил, как медленно возникал, входил в жизнь евро, притом, что страны еврозоны относительно близко связаны экономически, географически. На это ушло 30 лет! 10 стран БРИКС сейчас «разбросаны» по всему миру. И договориться им о единой валюте, не представляется возможным. Гость даже назвал это «ложным путем развития». «По-хорошему», считает он «нам бы ШОС (Шанхайская организация сотрудничества (Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Индия и Пакистан) развивать, а не тратить время на БРИКС…
   Роберт Зиновьев поинтересовался, почему, на взгляд специалиста, разговоры о БРИКС у Дональда Трампа (ни дня без Трампа) и возможность создания валюты БРИКС является столь раздражительным фактом? Не любовь ли его к криптовалюте? Ответ был такой: как и многие люди на планете Трамп не очень понимает, что такое БРИКС. И раздражает его скорее намерение латиноамериканцев принять участие в этой организации. Ответ на второй вопрос: эмиссия доллара рушится, без увеличивающихся негативных последствий США печатать их больше не могут. Но они нашли прекрасный выход – куда можно «слить» эмиссию. В крипто рынок. Всплески стоимости биткойна всегда предвосхищают эмиссии usdt, криптовалюты, стоимость которой привязана к курсу доллара США.
   На более подробный рассказ о проекте BRICS Pay спровоцировал гостя Олег Матвеев своим вопросом. Пока это система «шлюзов» расчетов для физических лиц, несколько сложнее для be to be. Но не альтернативная система расчетов между финансовыми институциями. По просьбе Игоря Лысенко затронул Андрей и другую важную тему: в какой мере Банк России остается встроенным в мировую финансовую систему. Поговорили о причинах и следствиях высокой ключевой ставки, устанавливаемой ЦБ. О таком не материальном понятии, как доверие к той или иной валюте.  Главное, считает Михайлишин, нужно создавать новую платежную структуру, чем, в частности, и занимается Деловой совет БРИКС: создается BRICS Clear – депозитарная система стран БРИКС. И она должен быть децентрализована. В финале Андрей предположил: «В недалеком будущем мы можем прийти к тому, что деньги будут не нужны. Мы перейдем к цифровому бартеру».
   Андрей Нечаев, министр экономики в прошлом, поблагодарил выступающего за отсутствие фанатизма в отношении единой валюты БРИКС. Сам он убежден, что пока она не появится, не будет и никакой платежной системы БРИКС. И «экономически» объяснил, чем вызвано его скептическое отношение.
Обсуждение темы не просто продолжилось на фуршете, а превратилось в  затянувшиеся дискуссии. Действительно, в чем держать, как сберечь солидные накопления? Калашников предложил – в меде. Мед – это надежно! На том и завершили.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Сергей КАЛАШНИКОВ
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«На мой взгляд, Английский клуб сегодня провел замечательный интеллектуальный тренинг. Мы обсудили проблемы истории и будущего финансовой системы мира на конкретных примерах, связанных с такими системами, как БРИКС, включая историю развития платежных систем. Обсуждение позволило многое понять, в том числе, практическую сторону международных денежных отношений. Но, на мой взгляд, не менее важна была и высокая активность членов Английского клуба, они приняли самое широкое участие в обсуждении этой непростой темы. Замечательный лектор, хорошие вопросы, большая заинтересованность – все это приводит к удовлетворению тем, как прошел сегодняшний вечер».
Сергей БАЛАГАНСКИЙ
Сергей БАЛАГАНСКИЙ:
«Тема оказалась слишком масштабной для одного выступления. Ведь по сути, это целый образовательный курс. Нам повезло, что Андрей рассказывает очень легко, понятно, на простых примерах. Человеку даже без специальных знаний, без подготовки слушать было интересно. А диапазон его знаний, видно, огромный. Так что интересно его слушать, смотреть презентацию было интересно всем – от человека с минимальными знаниями, до министра финансов в прошлом. Все сидели и внимали сказанному. Уникальный специалист!».
Ирина КЛИМЕНКО
Ирина КЛИМЕНКО:
«Была очень интересная и познавательная встреча с Андреем Михайлишиным. Он простым, понятным языком рассказал о «тайной сущности вещей»: о глобальном эксперименте с деньгами, свидетелями которого мы являемся. Мы живем в очень интересное время, когда происходит трансформация, а в некоторых случаях и разрушение привычных, десятки лет существовавших политических союзов, на смену которым приходят новые, совершенно неожиданные объединения и альянсы. То же самое происходит и с деньгами. Казалось бы – незыблемый доллар, властелин контроля мировой экономики. Но ему на смену семимильными шагами идут цифровые валюты и крипта. Андрей также рассказал нам о сложностях и «подводных камнях» разработки валюты БРИКС, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться при создании единой системы расчетов стран с различными экономиками. Мы являемся свидетелями зарождения новой мировой финансовой системы. И это очень интересно».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«Была интересная беседа по цифровым технологиям. Оказалось, что многое я не знал, расширить кругозор было любопытно. На мой взгляд, в ближайшие 10-15 лет мир не изменится, мы будем пользоваться привычными евро, долларами, рублями и другими деньгами. Конечно, криптовалюта войдет в обиход, но это довольно спорно. В любом случае новые технологии двигают мир вперед. Будем надеяться, что это движение обеспечит нам более счастливую и интересную жизнь».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Английский клуб поднял серьезную тему, уверена, она волнует сегодня многих. Какими бы мы скептиками не были, переход на цифровую валюту неизбежен. Хотим мы этого или нет, верим мы в это или нет – это случится. Большинство членов союза БРИКС уже активно тестируют цифровые валюты. Поддерживаю мнение эксперта в том, что ЦБ России позволит постепенно уйти от зависимости от доллара, как рычага политического давления. Разрешит сломать «рамки» традиционных платежей. Таким образом, будет возможен обход санкций и упрощение межгосударственных расчетов. Надеюсь, что клуб еще не раз пригласит известных специалистов по этому вопросу. Более глубокие познания в этой области очень полезны для нас ».