Когда не нужны слова… «Петербург-Петроград-Ленинград» необычный спектакль. Камерный, музыкальный, насыщенный, непростой, а потому рождающий много разных эмоций и ассоциаций. И в его течении многое зависело уже не от режиссера, а от самого зрителя. От степени его вовлеченности в музыкальную культуру, в исторический контекст.
Спектакль камерный, потому что рассчитан лишь на 100 зрителей в зале, не более. Сцена максимально приближена к миниатюрному залу. И это – как приглашение к живому соучастию, сопереживанию. А поводов к сопереживанию было немало.
Режиссер Иван Поповски и музыкальный руководитель Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой Олег Синкин, известный как мастер аранжировки, соединили в постановке великую музыку Дмитрия Шостаковича с историей великого города на Неве, с историей страны. Прозвучали фрагменты самых знаковых произведений композитора, написанных именно, что называется в колыбели русской культуры. Это была музыка не только эпохи, но и судьбы самого Шостаковича, он провел большую часть жизни в Ленинграде. Спектакль посвящается 50-летию со дня смерти композитора.
Кому-то представление показалось странным, поскольку оно не только не было похоже на привычные спектакли. Невозможно было определить даже жанр постановки. Однозначно, спектакль не развлекательный. Но при этом он позволял каждому увидеть, услышать, почувствовать свое.
Кто-то сконцентрировал внимание на музыке. В «революционные времена» звучали фрагменты из оперы Владимира Дашкевича «Двенадцать», Потрясающе фоном прошла запись песни «Ленинград»: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез…», на стихи Осипа Мандельштама в исполнении Елены Камбуровой. Эпоху 30-х годов Дмитрий Шостакович увековечил Симфонией №5. «Симфонию №7 «Ленинградскую», он написал в блокадном Ленинграде в 1941 году. В ней ужасы войны, страдания и героизм тех, кто оборонял Ленинград, кто продолжал жить в нем, помогал городу, не терял надежду на победу. Настроение и атмосферу передавали небольшой оркестр под управлением Олега Синкина, сам он за роялем, и четыре артистки, не произнеся ни единого слова, совершали некий священный музыкально-театральный ритуал.
Иван Поповски человек музыкальный, в Театре Камбуровой работает давно, с 2002 года. Среди его работ в других театрах так же немало музыкальных постановок. В его активе – опера «Война и мир» Сергея Прокофьева и музыкальная комедия «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича, поставленные в Большом театре. Так что интерес к творчеству Шостаковича у режиссера давний.
Для кого-то из зрителей больший интерес вызвала необычно представленная многослойная история города на Неве и не только. До революции. Во время нее. Ажиотажный здоровый образ жизни и физкультура 1930-х годов, тот самый, что «на века» запечатлел Александр Дейнека. Великая Отечественная война, послевоенный светлый оптимизм...
В каждом из этих времен Иван делает акценты на многозначных «мелочах». По Неве, кристально чистой или обагренной кровью реке времени плывут многозначные артефакты, отражающие ключевые аспекты культуры, истории, безусловных ценностей. Перо Пушкина, нос из произведения Гоголя, топор Раскольникова, воронок, «Алые паруса»… За каждым – глубина содержания. Когда вода превращается в лед, запорошена снегом, героини представления помогают сплавлять тела умерших во время блокады... Все это усиливает ощущение перемен и трагедий.
Кого-то завораживала сама конструкция «Невы», что так символично течет вдоль авансцены. И они невольно задавались вопросом – как технически она сооружена.
Не менее любопытно «архитектурное» решение города: фасады домов, меняющие свой облик в зависимости от исторического контекста, но сохраняющиеся в разные исторические эпохи. В финале они становятся фоном, на котором проявляются портреты великих людей, творивших в городе...
Аплодисменты продолжали звучать и по окончании спектакля, на традиционной встрече с его участниками. Анжелика Матвеева, открывая ее, напомнила, что клуб не первый раз знакомится с постановками Ивана Поповски, не впервые и в театре Елены Камбуровой. И каждый раз подобные встречи оставляли след в душе. Отметила, как непросто бывает артистам осуществлять замысловатые идеи режиссеров. «Одно дело, когда артист на сцене, а здесь приходится играть, петь практически в метре от зрителей, это даже эмоционально сложно».
Олег Синкин представил артистов и участников своего ансамбля. О том, что спектакль значимое культурное событие, говорили гости. Так, человек, связанный с Петербургом-Ленинградом родственными корнями, бывший директор Центра оперного пения Галины Вишневской Елена Опоркова, человек театральный, рассказала о давнем знакомстве с Иваном Поповски. Отметила образность спектакля и ощущение того, что все его участники, и музыканты в оркестре, и артистки с прекрасными вокальными данными, как единое целое проживают все эти разные исторические времена. «Я убеждена, этот, по сути, исторический спектакль, спектакль-память непременно должная смотреть молодежь».
Певица, преподаватель оперного искусства в Гнесинке Татьяна Печникова, долгое время солировавшая в театре «Новая опера», говорила о «зримости» великой музыки Дмитрия Шостаковича. Что позволяет не только слушать, но и показывать ее, а потому идея постановки и воплощение ее оказались удачными. Пожелала Татьяна театру больше ярких музыкальных спектаклей.
Это недолгое общение с артистами и последовавшие куда более длительные обсуждения в клубной компании подтвердили: спектакль «Петербург-Петроград-Ленинград» задуман и создан для думающих, слышащих, тонко чувствующих зрителей.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Вячеслав ПЕЧНИКОВ:
«Спектакль очень музыкальный, поэтому я прислушивался к комментарию Татьяны – вот опера «Нос», вот такая-то симфония Шостаковича... Можно приходить в театр и угадывать посылы режиссера. А я хотел не угадывать их, а просто почувствовать эмоции, посланные зрителям в музыкальном и вокальном исполнении и таким образом понять прелесть этого спектакля. Ведь это история те только одного великого города, невольно ее сопоставляешь в определенной степени со своей жизнью, проживаешь ее еще раз со всеми минорными и мажорными моментами».
Федор ЛОСЕВ:
«Интересная задумка: именно так необычно, сконцентрировано, удивительно лаконично показать Время. Музыка завораживающая, голоса прекрасные».
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Мне очень понравилось, необычная, яркая вещь. Даже кажется, что человека с неустойчивой психикой она может слегка вывести из равновесия. Как хороша идея изображения то ли Невы, то ли Ладожской «дороги жизни». Большая художественная работа. И конечно, прекрасные вокальные данные артисток, соответствующий обстоятельствам эмоциональный настрой, я даже заметил слезы на глаза у одной из исполнительниц. Считаю, что цель, поставленная режиссером-постановщиком, достигнута. Спасибо клубу за организацию этого посещения. Нам с Таней очень понравилось».
Владимир ШАПЕНКО:
«Тяжелый спектакль для восприятия, потому что он связан с непростыми историческими событиями. Удивительно, как актеры за это время прожили 300 лет города, жизни миллионов его жителей. Так изобретательно придуманная река, и это не только Нева, это еще и «река времени», которая все приносит, и так же все уносит. Жизнь на сцене проходит так же органично, как время».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Петербург – высокое место, петровское наследие, практически атрибут нашей национальной славы. Мне в постановке ощущения этого величия несколько не хватало».