ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








30.X
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Наблюдение за наблюдающим    Открывая заседание, Президент Московского Английского клуба Олег Матвеев сообщил собравшимся, что это не первая встреча с одним из самых, пожалуй, известных и самых узнаваемых личностей в российской журналистике. Два года назад Старшина Игорь Бунин приглашал Алексея Венедиктова на клубный «круглый стол».
   Решено повторить встречу с этим харизматичным, информированным, вхожим в различные «кабинеты» человеком, умеющим дружить с людьми власти и при этом сохранять от них независимость. А еще обладающим даром замечательного рассказчика.
   На этот раз встреча прошла совместно c членами Бизнес-cообщества «Конгресс-Коллегия», в рамках программы сотрудничества двух клубов.
   В свою очередь гость сообщил, что давно ощущает себя не журналистом, а главным редактором. А это другая профессия. «Я превратился в профессионального наблюдателя. Имея возможность встречаться с разными людьми, я больше слушаю, чем говорю, больше наблюдаю. И все, что я сегодня вам скажу – результат наблюдений».
   Алексей Венедиктов в своем соло решился коснуться двух, наиболее актуальных, на его взгляд, тем. Первая – изменение взглядов правящей команды Владимира Путина на устройство мира.
   Взгляды модифицировались. До 2007 года, до его мюнхенской речи, Путину картина мира представлялась в свете Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, отчетливо прорисовавшей усиление позиций двух сверхдержав – СССР и США. Им принадлежала решающая роль в определении параметров послевоенного мира. «Там, где отвоевали – отвоевали, там, где договаривались – договаривались».
   Как прозвучало в Мюнхене, хорошо бы к этому вернуться. Речь шла не о территориальном делении, а о разделении зон влияния и гарантировании порядка каждого в «своей» зоне. И эти намерения не носили явного империалистического характера советского прошлого. «Давайте договоримся и будем уважать интересы друг друга».
   После 2014 года, присоединения Крыма, по ощущению Венедиктова, команда Путина, сам Президент, взвесив результаты, почувствовали себя носителями новой миссии.
   Контекст другой, видение другое. Существует две супердержавы: США и Китай. Констатируя это, следует признать существование двух платформ, двух способов жизни во всем ее многообразии.
   А где мы? А где Западная Европа? Поэтому наша задача – слиться с Европой, вместе создать третью единую платформу. Пока этому мешают санкции, европейские, в первую очередь. Надо их снять. Как? Урегулировать ситуацию с Донбасом. Взаимоотношения с Ближним Востоком – более простой, тактический вопрос.
   Одним из наиболее существенных фигур в этом процессе, на сегодняшний день, является личность Трампа. Его активность на международном поле нестабильна, он ежедневно производит новые смыслы.
   Упрощая, точнее схематично показывая возможные перспективы развития ситуации Венедиктов в два счета доказал, каким образом значительно изменились взгляды Путина и его команды на место России в мире. И, например, какую позицию в этом геополитическом процессе занял наш МИД.
   Вторая тема – транзит власти. Выборы Президента в 2024 году. По мнению главреда «Эха», никакой проблемы тут нет. Ясно, Путин останется первым человеком в государстве. Независимо от того, какой пост займет: патриарха, председателя совета Союза РФ и Беларуси, продлится ли президентский срок, станет ли премьером в парламентской республике...
   До 2014 года, убежден Венедиктов, продление мандата для Путина было связано с его личной безопасностью. Даже в недавней истории найдется немало наглядных и поучительных примеров – Ливия, Ангола … После 2014 года, как уже было сказано, у Владимира Владимировича возникло представление о том, что называется миссия: «Россия встает с колен», «Русский мир». Миссия! «И пока миссия не выполнена, уход с должности он считает дезертирством».
   Так что, проблема транзита власти существует скорее в головах тех, кто зависит от транзита. В головах окружения президента. Будь то представители первого или пятого круга приближенности к первому лицу. Каждый ведет себя по-разному, в зависимости от понимания своего места во время транзита.
   Весьма распространена позиция «я в домике». Так, по наблюдению самого Венедиктова, летом 2019г., в «московском деле» ярко проявили себя полиция, Росгвардия, Следственный комитет... и абсолютно не прозвучала ФСБ.
   «Президент был в отпуске, «мы в домике». Маленький штрих, но он убеждает: транзит власти у каждого в голове. В этом смысле я точно понимаю, что в разных сферах закручивания гаек (коммуникации, интернет); при подаче документов на стол Президента, главная цель – обезопасить для себя транзит».
   Свои умозаключения спикер сопровождал любопытными пассажами, убеждая в том, что он – мастер выстраивать цепочки причинно-следственных связей. Речь Венедиктова напоминала хорошее фигурное катание особенно когда гость отвечал на вопросы. Например, чем объясняется природа разной степени свободы слова в российских СМИ? Почему «Эхо Москвы» обладает в этом смысле некоторым приоритетом?
Главред предложил отнести этот вопрос Владимиру Владимировичу. Президент, по его мнению, хорошо понимает роль прессы. Но считает ее не институтом общества, а инструментом. Все дело в том, в чьих руках находится этот инструмент.
   «А мы на 2/3 принадлежим «Газпрому», компании государственной. К тому же он понимает, «Эхо Москвы» не ведет информационную войну, а честно описывает действительность. Я не сомневаюсь, что существование «Эха» зависит от его щелчка. Но так же понимаю, что мы – как разношенный башмак. Чего менять? Аудитория маленькая. Мы не опасные, мы не партийные ни в каком смысле. Как выразился сам Путин: «Вы у меня где-то в машине журчите».
   Прокомментировал гость активизацию российско-африканского взаимодействия после саммита. «Владимир Владимирович мыслит большими кусками, он думает об исторической значимости».
   Неплохо, как выяснилось, осведомлен гость и о партийном строительстве. Не склонен преувеличивать значение темы «настроения молодежи». Во-первых, молодежь разная. А всплеск активности молодых граждан летом, участие в манифестациях в Москве и крупных городах объяснил скорее их ощущениями того, что «стали наступать на интернет, а это их среда обитания», чем политическими настроениями.
   Прощаясь с Гостем, Олег Матвеев отметил, что ряд затронутых сегодня тем носит перспективный характер и требует возвращения к ним в будущем. Условились с Алексеев Венедиктовым встретиться через год чтобы подтвердить или опровергнуть его высказанную точку зрения.

Текст: Виктория Чеботарева


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
Безусловно, Венедиктов очень талантливый человек, образованный, сказывается его историческое образование. Но, честно говоря, продекларированный им статус консерватора как-то не вяжется с его личностью и его деятельностью. Думаю, это напускное, да и демонстрируется с некоторым юмором. Поскольку на две трети «Эхо Москвы» принадлежит Газпрому, а это государственная корпорация, главный редактор должен быть дипломатичен, несколько сдержан и просто обязан демонстрировать лояльность к власти.
Сусанна МУХЛЫНИНА
Сусанна МУХЛЫНИНА:
«Всегда интересно узнать новую информацию, касающуюся нашей страны, услышать нетривиальные выводы. Мне понравилось, что Алексей был в той же мере откровенен, что и в своих программах. Не скрывал гордости, что Владимир Путин во время поездки в машине слушает «Эхо Москвы» и не собирается слушать «Шансон»».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
Алексей Венедиктов по-прежнему отлично информирован. Конечно, чувствуется налет «публичного журнализма». Аудитории хотелось бы услышать больше его личностных оценок, сокровенности в высказываниях. Но наверное, от руководителя известного СМИ требовать откровений было бы неправильно. В чем меня еще убедило это мероприятие – нужно чаще встречаться. Мы, к сожалению, утратили нашу традицию регулярных общественно-политических круглых столов, когда можно было анализировать разные подходы и разные точки зрения».
Максим ЕФИМЕНКО
Максим ЕФИМЕНКО:
«Очень интересно, потому что Алексей Венедиктов, по моему мнению, не только один из известных, но один из самых информированных журналистов. Открытая, доверительная встреча получилась. Хотя, думаю, сегодня он был не вполне искренен, приходилось соблюдать политес, балансировать между тем, что мог, что хотел сказать и тем, что должно».