ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








16.XII.20
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Прошлое не учит. Прошлое проучивает    Светлана Дружинина – представитель другого века. И не только потому, что ее стихия – «дворцовые перевороты», череда умопомрачительных парадных нарядов, интриг и боев на шпагах. И на вопрос о выборе эпохи, куда она вот уже сколько десятилетий помещает своих героинь и героев, – XVIII век, она отвечает очень прагматично. Но сколько в этом ответе романтизма!
   Не став балериной, а это первая профессия Дружинной, она сохранила в душе опыт богатых, костюмных спектаклей в Большом театре.
   «Мне не интересно копаться в прозаических сценах на современных улицах, в офисах или на кухне. Я люблю работать в царских палатах!».
   Погружаться в XVIII век режиссеру уже много лет помогает муж, известный кинооператор, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РФ Анатолий Мукасей.
   А пышность нарядов бессменно обеспечивает российский кутюрье Игорь Дадиани.
   «Талантлив, изобретателен. А ведь он не заканчивал никаких профессиональных учебных заведений, рассказывающих, что такое костюм и кинематограф».
   Режиссура – ее любовь и способ существования. Какие увлечения помимо кинорежиссуры у Дружининой?
   «Ни-ка-ких! Все увлечения – работа. Кинематограф – это и кино, и спорт, и музыка, и музеи, и история, и вокал, и любое другое искусство».
   Дружинина – эталон женственности. Кто еще так задорно может рассмеяться? Однако поговорка «железный кулак в бархатной перчатке» – это тоже про нее. И она и не отрицает, что на площадке – диктатор. Но и не забывает, что жена оператора. Как искренне радовалась на клубном просмотре: «Вот здесь мы несколько дней ждали особого состояния природы и вдруг Толя увидел этот закат. Мы мгновенно стали снимать!».
Дружинной легко проводить параллели между прошлым и будущим. Поскольку для нее это не миг, а хорошо обдуманное временное течение.
   «Уходя в историю, можно высказываться обо всех интересующих нас вещах через недавнее или даже далекое прошлое. Если вас отправляют в историю, знайте –с вами говорят о современности».
Конечно, – добавляет режиссер, – нельзя прошлое без каких-либо корректив перенести на современность. Таков закон развития цивилизации. Это касается и Московского Английского клуба, возникшего из клуба исторического. И она отмечает очень мощную, важную, объединяющую сообщество, основу.
   «Все собираются не подневольно, по дружбе. С желанием говорить о себе, о своих проблемах, о проблемах общественных, государственных. Говорить не стесняясь, не боясь, что кто-то кого-то обидит или подставит. А кто с этим не согласен – уходит. И тому были примеры.
   В клубе никому никого не надо убеждать, льстить, пытаться доказать, что его позиция лучше, а другого хуже. Здесь все обсуждается на уровне людей равнозначных, желающих понять друг друга. Что очень важно. И все по возможности пытаются помочь друг другу. Вот это главная составляющая, которая была во времена прежнего клуба. И осталась до сих пор».
   Хотя, справедливости ради, можно найти множество и не менее значимых отличий. Достаточно того, что в исторический Английский клуб дам не допускали. А возродившийся клуб гендерным принципом пренебрег. Как известно, Светлана Дружинина была в числе первых дам, кому клуб, вопреки традиции, распахнул двери. И от этого сообщество только выиграло.
   Впрочем, с пресловутым гендерным подходом Дружининой приходится сталкиваться нередко. Все тот же XVIII век – вроде бы был феминистическим, хотя, по сути, правили Россией мужчины.
Она вошла в профессию в которой в основном на первых режиссерских ролях – мужчины. Нужны ли для этого особые мужские черты характера?
   «Я бы не сказала, что мужские и женские характеры значительно отличаются. Гендерный принцип действует всегда и во всем. В кинематографе тоже. Поэтому женщина должна уметь делать то, что мужчина». Добавляет: «Только чуточку лучше». И раскатисто смеется.
   И опять невольно сравнивает прошлое и настоящее. В профессии режиссера, – констатирует Светлана Сергеевна, – всегда были, есть и будут свои достоинства и недостатки.
   «В минувшей, советской системе я всегда знала, что до конца съемок фильма буду обеспечена деньгами. Генеральный продюсер – государство – принимая мое предложение или навязывая мне свое, всегда обеспечивало весь процесс, от начала съемок и до конца. Я отчитывалась за каждый съемочный период и всегда знала, какие средства у меня есть, чтобы просчитать весь процесс заранее.
   Сейчас эта система обратилась в свою противоположность. Сегодня с финансированием сложно. Эта «поддержка» может приходить частями, что очень усложняет работу. Но зато я делаю то, что я хочу!»
Специалист «по прошлому», она убеждена: «Прошлое не учит. Прошлое проучивает».
   В ее активе более десятка ролей в кино, ее киноэпопея «о нелегкой женской доле русских императриц» насчитывает уже 10 фильмов, уже отснят материал для продолжения киносаги о приключениях знаменитых гардемаринов. Съемки шли в Крыму, Севастополе, Переславле-Залесском и Петергофе.
   Кстати, когда съемки «Гардемаринов» проходили в Переславле-Залесском, активную помощь в организации процесса оказали соклубники - семья Звездиных-Балаян. Поначалу у Дружининой был точный план, что в каких местах снимать. Но когда она, едва приехав, увидела окрестности дома Елены Звездиной, расположенного практически на берегу Плещеева озера, по соседству с Церковью Сорока мучеников, Светлана Сергеевна тут же безапелляционно произнесла: «Снимаем здесь!».
   А гримировались артисты в беседке, хорошо знакомой тем, кто был в замечательной клубной поездке в Переславль-Залесский, которую для всех организовала Елена.
Казалось бы, откуда Светлана Сергеевна черпает такую энергию...
   «Из жизни. Из любви к семье. Мне нравится все, чем я занимаюсь, и я счастлива. Вот пробежалась босиком по первому снегу. И выложила в свой инстаграмм».
Она активный пользователь Сети: расширяет границы зрительской аудитории. И зрительских симпатий. А на ее столе по-прежнему лежит книга Александра Суворова «Наука побеждать».

Текст: Виктория Чеботарева


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Елена ЗВЕЗДИНА
Елена ЗВЕЗДИНА:
Конечно, я давно любовалась Светланой Дружининой в фильмах, в которых она снималась в молодости. Прекрасные внешние данные, яркая, талантливая актриса.
А потом мы все узнали ее как замечательного кинорежиссера. Мы знакомились с премьерами ее картин в клубе. Безусловно, Светлана Дружинина – императрица нашего кинематографа! Эта стать, этот внутренний стержень творца, эта уверенность в том, что она делает.
А какой эффект производит каждое ее появление на клубном мероприятии!
Но мне повезло узнать ее немножко поближе. В 2018 году некоторые эпизоды новых «Гардемаринов» снимались в Переславле-Залесском. Светлана Сергеевна и Анатолий Мукасей остановились у меня дома. Находясь рядом, я наблюдала сложнейший процесс работы над фильмом. Съемочная группа в 90 человек!
Какие же нужно иметь колоссальные организаторские способности, чтобы всех и все держать под контролем, представлять в целом весь процесс и при этом заниматься творчеством. Все замыкалось на ней.
Она могла лечь в полночь, в семь утра уже быть с чашкой кофе в руке, а в восемь – на съемочной площадке. Без тени усталости на лице, в прекрасной физической форме бодро начинать работу.
Это сгусток энергии и лучезарное солнце. Она появлялась, озаряла своим энтузиазмом и все вокруг набирало обороты. Завораживающий процесс.
А какая они пара с Анатолием Мукасеем! Любовь и доброта. Анатолий Михайлович – спокойный, умный, глубокий, с тонким юмором. Одно наслаждение наблюдать, когда они вместе. Светлана Сергеевна выплескивает свою энергию через край, а он ее трансформирует в шутку, в веселую ситуацию. Кажется, что она таким образом подпитывает его операторский талант. Видно, что и Дружинина ценит это его качество. Удивительный тандем.
Глядя на них, я поняла, молодость – это не возраст, это состояние души, это работоспособность, это умение правильно использовать свой талант. Мое восхищение искреннее.