ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








28.IV.21
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
«Люди, люди! Порождение крокодилов!»    «Лес» – далеко не комедия в общепринятом понимании. Просто в жизни, описываемой Александром Островским, как и в жизни вообще, от трагедии до комедии – один шаг. Комична фигура героини Алены Яковлевой, помещицы Гурмыжской. Таков, по мнению драматурга, образ дворянства, на смену которому приходят хваткие купцы, вроде ее соседа Восьмибратова. Он вроде приобрел лесные угодья, но платить за них, ничуть не смущаясь, не желает. Но Гурмыжская продолжает «валять комедию» и пытается продать ему очередной участок леса. Немолодая вдова балансирует между скаредностью и расточительством, между ханжеством и прихотью выйти замуж за недоучившегося гимназиста, между образом благодетельницы и желанием выгнать племянницу-бесприданницу.
   Племянник помещицы «вечный трагиг» Несчастливцев беден – тетушка экономила на его воспитании и в свое время удалила его от себя. Он, явившись к Гурмыжской, пытается скрыть принадлежность к «непристижной» профессии, старается сыграть дворянина (кем по рождению является), благо, сохранилась «пара платья хорошего». Но гораздо уютнее он себя чувствует в драматических образах, в ярких монологах своих героев, чем в реальной, комической жизни в Пеньках. Так многозначно назвал обиталище Гурмыжской Александр Островский. И актер Максим Аверин в этих ролях чувствует себя очень органично. Кто его в шоумэны записал?
   А как хорош другой скитающийся комедийный актер – Счастливцев, в прекрасном исполнении Юрия Васильева! Драматург с уважением относится провинциальным актерам, нищим, бездомным, но с высокими благородными чувствами. Их, а в их лице само искусство он призывает стать судьей этой странной жизни.
   Театральные критики и члены клуба в частных высказываниях находили много причин назвать пьесу вполне актуальной и сегодня, через 150 лет после появления ее на свет.
   Режиссер-постановщик спектакля Антон Яковлев, за плечами которого полтора десятков театральных постановок преимущественно авторов-классиков, в «Лесе» легко сопрягает драматическое и комическое, ловко смешивает разные жанры. В спектакле много действия, слов, сложных цитат из Шекспира и Шиллера, забавных гэгов... И совершенно нет суеты. Антон произвел тончайшую, незаметную для зрителя работу на сцене с актерами – и ни герои, ни смыслы не толпятся, «не сталкиваются» друг с другом, как это бывает в многогеройных спектаклях. Он очень профессионален. Что и было отмечено на традиционной встрече клубных зрителей с участниками спектакля.
   Открывая ее, возглавляющий Арт-ложу клуба, кинорежиссер Владимир Хотиненко напомнил: «25 лет Английскому клубу. И не проходило года, чтобы мы не оказывались в Театре сатиры на очередной премьере. Сегодня
новый спектакль. И это праздник. А для меня это праздник вдвойне, потому что Антон Яковлев – мой ученик. (Антон окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Владимира Хотиненко). Какая же радость, сидеть в театре и смотреть на работу своего ученика. Я получил удовольствие и ничуть не кокетничаю. По-настоящему хороший получился вечер. Я всех поздравляю».
   Художественный руководитель театра Александр Ширвиндт бархатным баритоном, как всегда иронично, добавил: «Клубу 25 лет, и все эти годы он ходит в Театр сатиры из последних сил. Это очень облагораживает и клуб, и нас. У нас хороший театр, разнообразный репертуар, замечательные артисты. Спасибо». Хотиненко подхватил: «Это означало: «Счастье есть!».
   Антон Яковлев с явным удовольствием представил участников спектакля, при этом несколько смущаясь, – ведь в основном-то персоны хорошо всем знакомые: Алена Яковлева, Максим Аверин, Юрий Васильев, Игорь Лагутин...
   В компанию солидных актеров прекрасно вписалась и молодежь: Александр Чевычелов, Майя Горбань, Артем Минин, Максим Демченко и другие. За актеров, с которым легко работать, режиссер поблагодарил Александра Анатольевича. А членов клуба – за то, что решили вечер провести в Театре сатиры. «Мы для вас очень старались».
   «Как хорошо прийти в театр и увидеть замечательный спектакль, артистов, среди которых есть твои друзья, добрые знакомые и талантливые молодые люди, – сказала известный сценограф Алла Коженкова. Они все отменно играют, получают удовольствие от того, что делают. И это удовольствие передается нам, эти волны любви наполнили и меня. Я очень благодарна всем, кто сделал этот спектакль».
   Дмитрий Городецкий с особым чувством увидел Антона Яковлева, поскольку узнал в нем Егора Курчаева, того самого, которого в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты», играл Юрий Яковлев. А было это в Вахтанговском театре в конце 60-х годов.
   «Династия Яковлевых в этих стенах, которые давно всем нам стали родными, проявляется в потрясающем продолжении».
   А еще Городецкий подметил, что «Лес» далеко не самая смешная пьеса Александра Николаевича, но по сию пору актуальная, многозначная. Спектакль привел его к интересным умозаключениям: в Московской области жук-типограф уничтожил немало хвойных лесов, приходится восстанавливать тысячи гектаров леса. «Так что вы, – обратился он к участникам спектакля, – не только искусством занимаетесь, но и заодно провозглашаете здравицу во славу русского леса».
   Поскольку клубная встреча пришлась на День работников скорой медицинской помощи, Дмитрий Игоревич предложил всем поздравить врача-реаниматолога Марию Вацик-Городецкую и имеющего самое непосредственное отношение к «Склифосовскому» Максима Аверина. Возражающих не нашлось.
   Династическую тему подхватил Роберт Зиновьев, упомянув о статье, начинавшейся словами: «Юрий Яковлев очень красив. И не просто красив, а породист...». «Сегодня мы убедились, что театральная династия Яковлевых унаследовала от папы все самое лучшее. Александр Анатольевич в своей книге, которую он недавно представлял в Английском клубе, написал, что актер на 90% – это эмоции. И мы сегодня видели, с каким старанием, эмоциональным подъемом, профессионализмом и душевной отдачей играли актеры».
   Андрей Нечаев обратил внимание на смелость постановщика и актеров. «Репетируя в «эпоху ковида» они не теряли уверенности, что зрители выживут и придут в театр. Вторая, безусловно, отчаянная смелость – в наше политизированное время, когда бурлит политическая жизнь, бурлит улица и т.д., – поставить Островского. Попробовать взывать к вечным истинам, вечным ценностям и вечным эмоциям. Получилось! Все удалось!». Отдельно Андрей Алексеевич пропел гимн интереснейшему образу, созданному Аленой Яковлевой.
   Как говорили в старину, «пьесу принимали очень хорошо».

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Антон ЯКОВЛЕВ
Антон ЯКОВЛЕВ:
«Мне всегда интересен герой, которого не смогла сломать и подчинить себе обывательская, рациональная среда. Герой, у которого есть принципы, которые он никогда не предаст и не разменяет. И если в этом мире и есть смысл, то только благодаря таким идеалистам».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Я потрясен молодым поколением, это достойная смена и замечательные партнеры столь знаменитым актерам. Настоящее удовольствие, наслаждение – увидеть это яркое, хотя и необычное прочтение классика Островского. Оно отставляет незабываемый след в душе».
Галина ГОРКУНЕНКО
Галина ГОРКУНЕНКО:
«Запоминающаяся игра актеров. Статный Юрий Васильев так преобразился, что выглядел человеком маленького роста, несчастным. Впрочем, все актеры продемонстрировали высший пилотаж. Мне понравилось и то, что пьеса прозвучала вполне современно».
Виктор ИВАНЕНКО
Виктор ИВАНЕНКО:
«Признаться, с я восхищением смотрел спектакль. Это событие. Давно мы такого не наблюдали.  Игра замечательная. Островский велик – мы который раз в этом убеждаемся. Жалко, что современных авторов с такими, можно сказать, вечными текстами сегодня не появляется».
Ирина ЛОСЕВА
Ирина ЛОСЕВА:
«Почему такой серьезный спектакль поставили в Театре сатиры, где, как привыкли зрители, идут вещи скорее развлекательного плана? Я бы не сказала, что эта пьеса и, разумеется, спектакль – комедия. Это трагедия, серьезное действие, требующее осмысления и определенных выводов. Хочется задуматься над актуальностью проблем, затронутых Александром Островским и Антоном Яковлевым. Мне кажется, очень интересный для театра опыт».