ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








19.V.21
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
«Замахнуться на Льва нашего Толстого!»    В самых разных жанрах работает Алексей Рыбников – романсы, музыка к спектаклям, к 150 кинофильмам. Многие ли знают, что Рыбников – автор гимна современного Московского Английского клуба? Иной раз, даже трудно определить жанр его произведения, поскольку он создает порой новые жанры сам. Сенсацией, своеобразной культурным шоком в 1976 году стала первая рок-опера – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Затем «Юнона и Авось» – вершина, шедевр, не увядающий до сих пор. Не случайно Пьер Карден счел своим долгом показать этот спектакль в разных странах.
   Душа Алексея Рыбникова стремится к самым сложным произведениям. В этом он видит предназначение композитора. И тем самым, как однажды сказал о нем его соклубник Святослав Бэлза: «Алексей Львович сохраняет достоинство мастера, достоинство этой профессии. В его творческом активе помимо академической хоровой и камерной музыки шесть симфоний, значительных произведений для симфонического оркестра. Алексей создает симфонии на тексты, которые монтирует сам. В его произведениях звучит эпос Шумера и стихи Маяковского, поэзия Микеланджело Буонарроти, священные строки из Библии...»
   К юбилею отечественной войны 1812 года в своем театре он поставил оперу «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого «Война и мир». Произведение, в особенности многоплановая и очень цельная, психологически отточенная фигура князя Андрея Болконского захватила автора и он, по истечении десятилетия! представил публике новое произведение – оперу-драму «Le prince André. Князь Андрей Болконский». Либретто оперы, написанное Рыбниковым, основано на оригинальных текстах романа «Война и мир». Но не ограничивается ими. В спектакле звучат и документальные исторические строки – манифест императора Александра I, выдержки из писем, дневников и мемуаров Наполеона. Рыбников показал эпоху. В наш век поверхностных знаний и отношений его интересуют глубинные проблемы бытия, природа любви, патриотизма.
   Новая работа автора, это музыкальный взгляд на судьбу одного из его главных героев. Прекрасные мелодии, новаторские аранжировки, и романтический сюжет – все в стиле Рыбникова. Понятие рок в этом произведении обретает двусмысленность. Он оттеняет бельканто, мелодекламацию. Он же – судьба, судьба Андрея Болконского. Чтобы не отходить от реальности, описываемой Толстым в «Войне и мире», герои «Le prince André» говорят и поют на двух языках — французском и русском. Исполнители – актеры театра Алексея Рыбникова. Помогли воссоздать «картины истории» в спектакле и артисты Московского театра «Новый балет». Некоторые сцены представляли собой большие хореографические композиции.
   Как обычно, трогательная часть вечера – встреча членов Английского клуба с автором постановки, участниками спектакля. Олег Матвеев открыл встречу. Коллега, друг, соклубник Алексея, композитор Максим Дунаевский на правах многолетнего Старшины клубной Арт-ложи напомнил: «Бородин работал над «Князем Игорем» восемнадцать лет и создал шедевр. Леша, мы столько ждать не могли, сегодня время летит быстрее». Максима впечатлил смелый замысел товарища – вслед за Сергеем Прокофьевым осмелиться замахнуться на Льва нашего Толстого.
   «Ты сделал это совсем по-другому, не похоже, по-своему. Мы все из зала выходили с запоминающейся рыбниковской мелодией. И это важнейший момент. Ты нарисовал, выразив свое отношение к тому времени, к истории, к сюжету, к героям романа, потрясающие, глубокие симфонические картины. Их можно было считать даже закрыв глаза, и, не глядя на сцену, понять – это Лев Толстой. Я думаю, ты из этого наверняка сделаешь симфонию. Поздравляю неразрывно связанную с тобой Таню, знаю, как она переживала. Сашу Рыхлова поздравляю, весь коллектив исполнителей. Эта работа, несомненно, войдет в историю музыки. Я счастлив, что был на премьере этого произведения».
   Друг, гость Английского клуба композитор Александр Журбин, напомнил, что они, по удивительному совпадению, с Рыбниковым и Дунаевским одногодки. «Леша – уникальный человек, он умудряется помолчать-помолчать и выдать в очередной раз шедевр мирового класса. Конечно, создать музыку к роману «Война и мир» адски сложно, тем более на непростой текст Льва Николаевича. Существует несколько опер, созданных на оригинальные тексты: Мусоргский «Женитьбу» написал прямо на слова Гоголя, Даргомыжский – «Каменный гость» на слова Пушкина. Это было очень сложно для великих композиторов. И Рыбников сумел эти сложности преодолеть. Мы слушали сегодня слова Толстого, которые нам открывали бездну и вместе с тем какую-то невероятную, небесную красоту. Музыка Рыбникова идеально совпадает с гениальной прозой. Этот день запомнится в истории российской и мировой музыки».
   Аплодисменты, букеты, поздравления … переоблачившимся в партикулярное артистам. Режиссер спектакля Александр Рыхлов представил участников: Никиту и Александра Поздняковых, Валерию Воробьеву, Романа Орлова, Дмитрия Беседу, Екатерину Кульчицкую, Николая Дроздовского...
   А еще приблизила зрителей к эпохе позапрошлого века выставка из собрания Александра Вихрова «XIX век, начало. Время героев», специально представленная по случаю премьеры в фойе театра «Et Cetera». Картины, офорты, ордена, барельефы, табакерки и прочие артефакты. И главный из них – раритетные тома «Войны и мира» Льва Толстого, увидевшие свет в 1912 году в Издательстве «Товарищества И. Д. Сытина и К».
В целом все это было иллюстрацией многих страниц истории. Читайте, перечитывайте и слушайте классику – таков был негласный девиз этого славного вечера.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Алексей РЫБНИКОВ
Алексей РЫБНИКОВ:
«В последние три дня было что-то немыслимое, нужно было приспособиться к новой для нас сцене театра «Et Cetera». В этой работе задействовано множество компьютеров и прочей электронной машинерии сцены. Малейший сбой – и мог развалиться весь спектакль. Мы в эти дни – как на пороховой бочке, я людей перестал узнавать. Но все получилось как мы задумали. Я очень благодарен тому, как слушал, как принимал нашу работу зал. Рад, что пришли и высоко оценили оперу меломаны Английского клуба».
Владимир ДЕВЯТОВ
Владимир ДЕВЯТОВ:
«Le prince André...» – произведение оригинальное, современное, идентичное оригиналу, понятное и сделанное очень лаконично. Я получил огромное удовольствие, тем более, что хорошо представляю, какой сложности стояла задача перед автором, перед режиссером».
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Я на протяжении последних лет 10, когда мы уже были хорошо знакомы с Алексеем, дружили, знала, что композитор задумал большое драматическое произведение по роману «Война и мир». Постепенно писал музыку. За это время многое менялось, трансформировалось. Во время вынужденной замкнутости из-за пандемии наброски обрели форму спектакля-оперы. Помню некоторые музыкальные номера в незавершенном виде... Сегодня я услышала несколько безусловных хитов. Это очень много для одного спектакля. Я очень уважаю Алексея как композитора и рада, что, наконец, ему удалось завершить задуманное».