Вот и на этот раз экскурсия с научным сотрудником музея, искусствоведом Анастасией Родендорф стала своеобразным погружением в эпоху этого интересного стиля, заявившего о себе с особой силой в 1925 году, когда в Париже прошла Международная выставка декоративных искусств и современной промышленности. Показав на выставке предметы роскоши французского производства, Париж доказал миру, что он остается интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны. Ар деко был роскошен, и эта роскошь – реакция на аскетизм и ограничения в годы войны. Родившись в Париже, своего апогея стилистика ар деко достигла в Нью-Йорке, в облике небоскребов Крайслер-Билдинг, Эмпаир-Стейт-билдинг... В архитектуре ар деко прозвучал наиболее ярко, но проявлял он себя в период между двумя мировыми войнами везде – в промышленном дизайне, в моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели... Правда предметы ар деко предназначались для очень богатой, роскошной, вальяжной жизни. В которой любая вещь должна быть красивой, стильной, элегантной, сделанной из дорогих или очень дорогих материалов. Скульпторы запечатлевали влияние ар деко на женскую моду. Дамы коротко стриглись, освободившись от жестких корсетов и кринолинов надевали вызывающе короткие платья и юбки и танцевали фокстрот, чарльстон, танго. Наряжались в кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны, драпировались в дорогие ткани. Блестящий, «буржуазный» стиль ар деко называли эпохой «Великого Гэтсби». Он был символом потерянного поколения. Ар деко – как продолжение модерна – сохранил вдохновляющие мастеров природные орнаменты и изогнутую линию «удара кнута». Но при этом обогатился строгой симметрией, геометризмом, прямолинейностью. Особенно заметны они в архитектурных произведениях той эпохи, в кабинетной скульптуре, предметах интерьера, мебели. В них, подчеркивала Анастасия, непременны вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, новые трактовки иных экзотических культур, в том числе и «русской экзотики». Многие европейские скульптуры того времени создавали свои работы вдохновляясь художеством Бакста и иных ведущих русских художников, оформлявших «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже с 1909 по 1929 год. Пластика танцоров, совершенство их утонченных тел, роскошные балетные декорации и костюмы никого не оставляли равнодушными. Не остался равнодушным к эпохе ар деко и предприниматель Мкртыч Окроян. В начале 1990-х он увлекся художниками «Мира искусства». Исследуя эту тему отправился в Париж и открыл там для себя направление ар деко во всем его разнообразии, его привлекла связь европейского ар деко с русской культурой XX века. Начало коллекции положили скульптуры из бронзы и слоновой кости выдающегося скульптора эпохи ар деко Дмитрия Чипаруса. Тема русских балетов занимала особое место в его творчестве. Работы Дмитрия Чипаруса и составили основу коллекции. Сегодня в Музее Ар Деко практически полное собрание скульптора. А Окроян – первый серьезный коллекционер в России, сформировавший обширное собрание произведений предметов ар деко и ар нуво. В коллекции более 900 произведений скульптуры из бронзы и слоновой кости 1920—1930-х годов, около 500 предметов мебели, значительное количество предметов декоративно-прикладного искусства и графики. Помимо Чипаруса в коллекции представлены и другие мастера кабинетной пластики ар деко – Бруно Зак, Гердаго (Герда Иро), Фердинанд Прайсс, Поль Филипп, Отто Пертцель, Пьер Ле Фагои, Клер Колине.... В музее есть произведения выдающихся дизайнеров, мебельщиков того времени – Жака-Эмиля Рульманна, Жюля Леле, Поля Фолло, Луи Сю, Андре Мара... Широко представлено и творчество Эдгара Брандта, ведущего мастера по художественной ковке эпохи ар деко. Есть работы мастеров французского ар нуво: Эмиля Галле и Луи Мажореля, комплекты мебели для гостиной Карла-Альберта Ангста и Дома Дио. Сам коллекционер отмечает: «Ар деко был последним ярким стилем в Европе, стилем людей активных, обеспеченных, стремящихся преобразовывать мир вокруг себя». Его душу греет, что западный ар деко связан с Россией, что у любого европейского скульптора того времени была своя «русская танцовщица». Скульпторы любуются движением спортсменок, танцовщиц, балетных див, изображая их, как правило, в стремительном движении, опирающихся я лишь на одну ногу. И при этом словно застывших в своем времени, в послевоенном образе жизни. Арманд Годар – «Танец мыльных пузырей», Поль Филипп – «Андалусская танцовщица», Эли Лоран: «Танцующая пара»... Дополняют коллекцию картины из «другой оперы», в стиле модерн – известного художника Альфонса Мухи. Лаковые панно Жана Дюнана в стиле ар деко, часть оформления интерьера океанского лайнера «Нормандия». Чем интересен частный музей? Конечно, предметами коллекционирования. А еще попыткой понять, чем же движим энтузиазм собирателя? Почему он останавливает свой выбор именно на этой тематике? Почему ему хочется делиться впечатлением от своей коллекции с другими людьми? Это далеко не первый частный музей, в котором был Английский клуб. С этой целью создана специальная программа – посещения частных музеев. В Музее Ар Деко главенствует просветительская миссия: показать головокружительную атмосферу «ревущих двадцатых». Для кого-то эта экскурсия в музей была лишь знакомством со стилем ар деко, для кого-то – радостью созерцания уже известного. В любом случае, помимо эстетического удовольствия все восполнили пробелы в своем знании прикладного искусства. Ар деко – стиль дорогой, комфортный, элегантный – никого не оставляет безразличным и через 100 лет. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников встречи |