Разных художников, эпох, школ, жанров – от А до Я. Так и решено было назвать выставку: «Азбука шедевра». 123 работы 81 русского живописца в пределах XIX-XX веков. Какие имена: Карл Брюллов, Иван Крамской, Роберт Фальк, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский... «Одна из кураторских идей состоит в том, чтобы открыть перед зрителем неожиданные смыслы, прочитать подтексты, представить новые взгляды на привычные вещи, словом, преодолеть традиционность». Так отзывается об экспозиции один из ее кураторов, Андрей Сарабьянов. Выражение Кандинского «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров» взято за своеобразный девиз выставки. Экспозиционное пространство разделено белыми кубами, обозначающими не только и не столько все буквы русского алфавита, сколько темы, объединяющие те или иные работы. Они прокладывают маршрут, дополняют друг друга, вступают в спор, сталкивают авторов. Авангардизм противостоял классике. А через некоторое время сам стал классикой, признанной во всем мире. Самозабвенно, с горящими глазами, с большой любовью выставку, полотна, художников представила экскурсовод Наталья Бочарова. Кажущаяся на первый взгляд искусственная идея подобного размещения картин в ее рассказе обретала особый смысл, смыслы. Тема «Автопортрет» – самоизображения Харитонова, Серебряковой, Петрова-Водкина... Дейнека – молодой, нерешительный на раннем портрете, и рядом, через много лет, уверенный в себе, повзрослевший, спортивный. Этакое воспевание физической культуры и себя. «Беспредметность» – супрематизм Малевича, а по соседству под знаком «Воздух» – пейзажи Поленова Саврасова, Левитана. «Детектив» – нередко он сопутствует бытованию и даже написанию произведений. Пейзаж Константина Горбатова «Венеция» приехал на выставку в Третьяковку, где дотошные специалисты при помощи рентгена обнаружили, что под ней автор некогда изобразил древний Псков. И это можно увидеть. Тема «Естество» отражена рядом «русских Венер». Череда ню в очень разных позах и несхожих манерах исполнения: Ларионов, Машков, Шегаль... Знаменитую «Русскую Венеру», красавицу в бане, Борис Кустодиев написал... на обратной стороне своего же полотна «На террасе», где за столом изображена вся семья художника. Слышно, как поют птицы (затея устроителей), еще неизвестно, как трагично сложится его судьба. Какой высокий дух продемонстрирует Кустодиев: самые яркие, самые жизнелюбивые работы художник создаст будучи прикованным к коляске. Выставка – квест, азбука ассоциаций, неожиданностей. Так на ярмарке лоточники зазывали народ, извлекая то один товар, то другой. Только что – авангардист Лентулов разбивает пространство на плоскости, Кандинский бросает публике абстракции, а рядом в пространстве «Портрет» – прекрасные персоны. И какие они разные. Не только с художественной точки зрения. Ольге Гейнс портрет не понравился и великому Репину за заказанную работу не заплатили. Вторая парсуна, с поправленными чертами лица и прочими улучшениями оказалась более удачной, решила модель. Странно говорить о том, что в таком музее кому-то может быть скучно. Иначе зачем приходить... Но как уместны эти дополнительные элементы, делающие рассматривание объектов еще интереснее. Можно сфотографироваться в пустой золоченой раме – «и я тоже шедевр!». Или практически оказаться в объемной раскладке картины Любови Поповой «Живописная архитектоника», послушать музыкальную ассоциацию современного композитора по поводу «Импровизации 209» Кандинского. Это на выставке следовало преодолевать традиционность. А клубная жизнь предполагает непременно соблюдать традицию! Программа «Лучшие выставки Москвы» объединяет два «увлечения» – художественное и гастрономические. Вот и на этот раз – за «Азбукой шедевра» последовала «Азбука вкуса» – своя, клубная, на этот раз основанная на таланте Ольги Ревякиной принимать гостей. Она пригласила после выставки заглянуть на ужин в их с Женей Мулюковым усадьбу в поселке «Мастера искусств». Кто-то здесь был впервые и, конечно, захотел услышать историю возникновения поселка, его знаменитых обитателях-творцах. Узнать о том, как «Женя сказал: а теперь мы едем на дачу. – На чью? – На нашу!». Как каждая дощечка исторической дачи Исаака и Максима Дунаевских после реконструкции дома вернулась на свое место. Даже шифер. «Там ведь исторический мох!». Как всегда, в этом доме звучал рояль времен Дунаевского старшего и было весело. Конечно же в этом доме торжествовало гостеприимство. Что касается «Азбуки вкуса» – действительно, застолье здесь – это изобилие вкусов, возможность попробовать очень разные блюда, в том числе горбушу, превращенную стараниями хозяйки практически в семгу. А в финале ужина Елена Друзь, в который раз, удивила всех парадом многообразных пирожных: медовик, птичье молоко, смородиновый зефир... Возглавляла его настоящая «Павлова». Тосты звучали как признания, выражения почтения хозяйке дома, на память об этом вечере – букет в антикварной фарфоровой немецкой вазе в виде лейки. Ольга любит фарфор со значением. Говорили, как отменно составлена клубная программа. По словам Нелли Закировой, – «И эта выставка, и клубные встречи, и этот дом-музей – это прекрасный способ жить». Много было сказано о только что увиденном в ново-иерусалимском музее, о том, как ему повезло с гендиректором Василием Кузнецовым, молодым, энергичным. И вообще об этом месте Подмосковья. Истринский район, – поведал за столом Дмитрий Городецкий, – как, наверное, любое место, зависел от того, кто возглавлял его в разное время, кто проявлял у нему интерес, кто желал вдохнуть в него новую жизнь. Сбербанк, например, построил там архитектурно интересный и солидный по своей сути учебный центр. Появилось значительное сооружение музея «Новый Иерусалим», как магнитом притягивающего столичную публику на свои необычные выставки. А следом родился open-air фестиваль «Лето. Музыка. Музей», главный идеолог которого Максим Дунаевский. Вот такие в жизни, в культуре хорошие неожиданности и закономерности. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников встречи |