Режиссер Марюс Вайсберг известен как автор кинокомедий, мастер легкого жанра. И, казалось бы, зачем устраивать кинопоказ очередной комедии для искушенного клубного зрителя? Но. Владимир Хотиненко и Татьяна Яковлева – профессионалы. И предлагая посмотреть «Конец славы» они не случайно затеяли разговор о современном российском кинематографе. Не так он и прост, как кажется на первый взгляд. Даже если речь идет о кинокомедии. Был и другой повод. Оператор-постановщик картины – Денис Аларкон Рамирес, сын Татьяны Яковлевой. Но и это не главное. В этом фильме Денис проявил удивительный профессионализм и изобретательность. И это, также, как и крутые повороты сюжета, произвели особое впечатление на искушенных. А повороты сюжета действительно лихие. Внезапно в жизнь звезды влетают одна неприятность за другой. Востребованный и избалованный в один момент он теряет все. Его лишают роли, наверное, в прекрасном фильме «Кровавый барин», его суперваген! в чужих руках, расторгнут рекламный контракт, разорваны хорошие отношения с семьей, над ним висят штрафные санкции. Все «нажитое непосильным трудом» потеряно. И сам он перемещается в простенькую однушку, переходит на доширак. Слава вынужденно соглашается на авантюру своего агента Антона похоронить себя заживо, чтобы воскресить карьеру и начать все заново. То, что это кинокомедия, звучало постоянно. Так выбирая «деревянный макинтош» прожигатель жизни по-прежнему требователен – изнутри крышки должно быть «звездное небо», а венок – якобы от Тарантино. Авторам не изменяло чувство юмора, даже когда речь шла о такой непростой теме, как сцена в гробу. Марюс Вайсберг не первый раз снимает Павла Деревянко, считая его очень талантливым. «В этом же фильме Паша выложился на тысячу процентов. В смысле актерского мастерства, он как пластилин. Ему приходилось сниматься в гробу и при этом оставаться смешным, поддерживать комедию и баланс драматических обстоятельств – это, конечно, очень тонкая грань». Слава в гробу с видимым удовольствием наблюдает в телефоне за пафосом, с которым проходят его похороны. Все под контролем! Но драматические обстоятельства не заставляют себя ждать – конфидента Антона, единственного, кто знает правду, кто его спасет, сбивает машина... Длительный загробный эпизод вызывает не только улыбку – комедия ведь, но и сопереживание и даже сострадание герою. А исповедь в гробу – это уже совсем не смешно. Да и сама история не так уж и однозначна. А эмпатия, безусловно, возникает и благодаря мастерству оператора-постановщика, Дениса Аларкона Рамиреса. Как можно создать ощущение клаустрофобии? «Когда мне предложили, я подумал: ну что там снимать! – рассказывает Денис. Интересно, когда тебе задают непростые правила игры, когда понятно, внутри каких ограничений придется придумывать, изобретать, креативить. Я люблю работать в стесненных обстоятельствах, это стимулирует творческую энергию. Например, когда у фильма маленький бюджет. Или, как здесь, – 40 минут в очень маленьком, замкнутом пространстве. Мы снимали эту сцену почти неделю, старались не растягивать: на Пашу ложилась большая нагрузка, проигрывать разные эмоциональные состояния. Придумывали технические уловки, позволяющие с камерой расположиться, перемещаться, изобретали мобильные стенки, заказывали специальные камеры… Кстати, очень помогла прихоть «звезды» – «звездное небо». Свет образует пространство. Плюс фонарик, телефон, зажигалка – меняя освещение, я, как оператор, мог как-то развлекать зрителя, чтобы он не уставал от одного и того же замкнутого места». Фильм в начале февраля вышел на экраны, и уже стал финансово успешным. Обсуждая финансовую тему в кино, Владимир Хотиненко привел парадоксальное выражение Жан-Люка Годара «Если авторский фильм имеет успех у публики, значит публика его не поняла». Свое же отношение к фильму Владимир Иванович выразил однозначно: «Вы слышали, как я смеялся. Это может нравится или не нравится, но это профессиональное кино, а единодушие в нашем деле всегда рискованно. Можно ли так легко относиться к смерти? Это же игра, условность, – замечает режиссер, – но ты переживаешь, когда это вдруг становится всерьез». Нелли Закирова-Гаранян поблагодарила замечательную бригаду, «которая сделала прекрасную, гротескную сатиру на весь наш шоу- и кинобизнес. «Я, правда, поверила в сценарий, мне захотелось, чтобы Славу откопали. Все это – благодаря прекрасной игре Павла Деревянко. Очень понравилась съемка. У Дениса – золотые руки. Такое чувство света, объема, каждый кадр – картина. Его можно только хвалить, хвалить и хвалить. И, самое главное, фильм вызывает столько разных ассоциаций». А вот профессиональное мнение Елены Литвиновой: «Конечно, я судила как кинодраматург. Замечательное кино, очень умное. Потрясает микст жанров – это и комедия, и драма, и трагедия, и хоррор. При этом производит впечатление очень цельного произведения. Видна высокая кинематографическая культура авторов, там есть мотивы Тарантино, Полански упоминается. Сценарий очень многослойный, поэтому целевая аудитория этого фильма не ограничена. Фильм интересен и тем, кому нравятся фильмы «Чебурашка», «Холоп» и людям интеллектуальным, эстетам, которые будут искать аллюзии, параллели и прочее. Спасибо создателям». Марюс Вайсберг в этой картине явно решил зрителям дать повод не только похихикать, но и многом задуматься и даже подискутировать. Чем клубная публика, гости и занялись по окончании сеанса. Находили очень разные смыслы. «Начали фильм с морализаторства, завершили нравоучением… Удастся ли таким жестким и жестоким образом излечить, удалить изъяны души героя? Нужен ли приторный финал?». Сам режиссер во время презентации фильма Английскому клубу был на бразильском карнавале. Все передали ему привет. По телефону. Текст: Виктория Чеботарева Фото: Артем Друзь |