Судьбу мастера тогда решил мудрый Иван Иванов-Вано: «Я сегодня увидел крепкую режиссерскую работу, поздравляю студию с таким приобретением!». Было это в октябре 1975 года. Тогда родился режиссер Гарри Бардин. Автор множества мультипликационных, а впоследствии анимационных фильмов не раз получил «Нику». Его «Выкрутасы» в Каннах отмечены «Золотой пальмовой ветвью». В его багаже множество других престижных призов различных стран. А вот никакого звания в отечестве он не получил. «Зато я член Московского Английского клуба» – мгновенно отреагировал на эту констатацию известный мультирежиссер. Сопредседатель Попечительского совета Клуба Александр Ширвиндт, как всегда, своеобразно приветствовал героя вечера. «От имени себя и всех нас» он поздравил мастера с премьерой: «Гарик никогда не врал. В то время, как практически все колебались с линией партии, линией жизни и линией смысла, Гарик был верен себе. Его маниакальная упертость в том, чем он занимается, как он живет, как мыслит – пример уникальный». Фильм «Три мелодии» не стал исключением. Он рождался в муках. Но это все были муки творческие. Первая часть мультфильма – на «Элегию» Массне – история о тотальном эгоизме молодых влюбленных, одержимых только своими чувствами. Второй сюжет основан на легендарной композиции Луи Армстронга «Let my people go». Третья часть мультфильма - философская притча о жизни поставлена на музыку «Интродукция» и «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса. Именно на производство третьей части фильма денег и не хватило. О муках «административного» порядка мастер рассказал с необычайным остроумием. Суть невеселой истории заключалась в том, что несмотря на многочисленные заверения чиновников об обратном, Министерство культуры, в лице Владимира Мединского, оштрафовало негласного лидера отечественной анимации. Из-за болезни и прочих неурядиц он не успел вовремя завершить финансировавшийся Министерством мультфильм «Три мелодии». Эта ситуация заставила Бардина обратиться к новой форме взаимоотношений со своими зрителями. Через интернет он предложил им выступить в качестве спонсоров процесса создания третьей части фильма. В итоге интернет-пользователи пожертвовали деньги не только на завершение картины, но и на выплату штрафа. Благодаря так называемому краудфандингу, он смог довольно быстро собрать более 2 млн. рублей. Аниматор поблагодарил всех, кто помог собрать средства, необходимые для завершения «Трех мелодий». «Власть выстраивает вертикаль, а вы своей поддержкой выстраиваете горизонталь, – заметил режиссер. – Это значит, мы начинаем понимать боль другого и приходим на помощь. В этой горизонтали, наверное, и есть наше спасение». Тут, наверное, можно узреть и гуманитарный манифест автора. Впрочем, в том или ином виде, он звучит в каждом его произведении. «Три мелодии» – фильм неформатный, он длится чуть более 18 минут, поэтому автор «на разогрев зрителя» показал три своих давних ленты: «Конфликт», «Выкрутасы» и «Адажио». Эти мультфильмы стоят в одном ряду «его» направления философских притч. А затем последовала премьера. В этом году Бардин несомненно оказался плодовит: помимо анимационного фильма он умудрился выпустить книгу-автобиографию «И вот наступило потом...». Каждый, оказавшийся в тот вечер в киноклубе «Фитиль», получил собственный экземпляр с проникновенной, обращенной лично, подписью автора. Это книга воспоминаний о детстве, родителях, друзьях, работе, приметах времени – о всем том, что оставило след в душе автора, повлияло на творчество, характер, мировоззрение, в конце концов, на судьбу. Множество историй, смешных, грустных и поучительных. Немало строк в книге посвящено непростым взаимоотношениям с коллегами, недооценке сценариев и фильмов автора, преодолении цензурных и административных трудностей. Как при этом мультипликатор умудряется всю жизнь оставаться в душе ребенком? – этот вопрос остается без ответа.... Гарри Бардин рассказал об истории создания книги, объяснил происхождение ее странного названия. Олег Матвеев вручил букет Марии, «жене, музе, соратнице и защитнице домашнего очага нашего Гарика». Наталья Канишевская, очарованная творчеством режиссера еще с советских времен, не ограничила себя букетом. Как адвокат, а значит человек практичный, она пожелала, чтобы «фильмы приносили режисеру золотые яйца». В честь чего подарила Бардину корзину яиц «со своей фермы». Далее последовал клубный фуршет, где автора продолжали одолевать расспросами и вопросами. А действительно, что означает «массовый исход» посуды из кухонных шкафов под «Let my people go»? Перекусить Гарри Яковлевичу удалось лишь в конце вечера... Вот он, груз славы! Не зря же в его книге сказано: «Вся жизнь мне кажется одним большим спектаклем без антрактов. Ты в этом спектакле являешься то участником, то зрителем...». |