ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








10-14.X
КЛУБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
КЛУБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Музыка и пармезан    Каждый, кто едет в Италию и, следовательно, любит искусство (кто не любит искусства, тому нечего делать в Италии) должен видеть архитектурные сооружения, фрески старых мастеров... – советовал автор книги «Образы Италии» Павел Муратов. Русский писатель и искусствовед, чья духовная родина – Италия эпохи Возрождения, утверждал это более ста лет назад. Его призыв еще долго не потеряет актуальности. Так же, как и его утверждение, что итальянцы все умеют доводить до уровня искусства.
   Не удивительно, что интерес к этой поездке проявили 40 человек. Многие члены клуба хотели прикоснуться к тому, что сегодня происходит в музыкальном мире. Основные музыкальные фестивали проходят летом, когда Английский клуб на каникулах. Так что выбор пал на Фестиваль Верди в Парме. Он приурочен ко дню рождения великого композитора 10 октября и посвящен его творчеству.
   Место проведения Фестиваля Верди – несколько прославленных сценических площадок: Королевский Театр Пармы, Театр Джузеппе Верди в Буссето, где родился будущий композитор, и Театр Фарнезе в Парме. Здесь в это время проходят престижные концерты и события, меломанов знакомят с новыми и классическими версиями знаменитых опер маэстро Верди – «Аида», «Отелло», «Фальстаф», «Травиата», «Риголетто», «Макбет», «Жанна д'Арк» и «Трубадур». С каждым годом фестиваль обретает все большую популярность.
   Непродолжительный вояж, всего несколько дней, был насыщен самыми разнообразными объектами, информацией, впечатлениями. Клубная группа прилетела в Болонью и познакомилась с самым студенческим в Италии городом.
   Небольшая пешеходная экскурсия по исторической части Болоньи. Пьяцца Неттуно, пьяцца Маджоре, Кафедральный Собор Сан Пьетро, падающие башни Азинелли, Гаризенда и, конечно, старейший, основанный в 1088 году, университетский центр Европы. Обзорная прогулка теплым солнечным днем по ученой, спокойной и приветливой Болонье наводила на размышления об искусстве.
   Собственно, эти мысли и ощущения не покидали путешественников в течение всей поездки. Будь то Парма, главный город региона. Красивый, небольшой, очень итальянский, поскольку представляет собой путешествие во времени. Здесь невозможно миновать Кафедральный собор, не узнать Баптистерию, редчайшей красоты здание из розового мрамора, не полюбоваться работой гениального архитектора и скульптора Средневековья Бенедетто Антелами, фресками Корреджо, самобытного художника эпохи Возрождения и Пармиджанино (картины которого украшают самые известные галереи мира) в соборе Святого Иоанна Евангелиста и т.д.
   Во время кофе-паузы, когда обсуждали увиденное и услышанное, выяснилось, что большинство в группе не было в Парме. Зная хорошо Италию, путешествуя по стране, многие оказались в новом для себя месте, получили новые знания, новые впечатления.
   Следующее путешествие по избранным страницам истории – городок Фонтанеллато. Он отмечен оранжевым флагом Touring Club Italiano, как город Искусства и Культуры и включен в 100 самых красивых мест Италии. «Изюминка» этого места – родовой замок семьи Санвитале. Он сохранился в том виде, в котором был продан последним владельцем местному муниципалитету в 1946 году. Оригинальная мебель, картины, посуда, оружие, рыцарские доспехи. Со всех сторон окружающий замок ров никогда не осушали.
Третий день – Буссето. Недалеко от этого города в маленькой деревушке Ле-Ронколе, в семье трактирщика родился Джузеппе Верди. Дом, обстановка в нем – кровать, колыбель и т.д. сохранились в неприкосновенности. Невдалеке маленький костел, где будущего композитора крестили; орган, на котором он брал первые аккорды.
   Выражение «Архитектура – застывшая музыка» в Италии обретает особый смысл. В частности, при знакомстве с виллой Сант-Агата. Композитор приобрел имение в 1850 году. К этому времени он уже был знаменитым, обеспеченным человеком. Именно в этом уединенном поместье недалеко от Буссето он поселился со своей возлюбленной Джузеппиной Стреппони, выдающейся певицей своего времени.
   Проект виллы и сада в английском стиле вокруг него Верди разработал самостоятельно. Все свободное время композитор уделял саду, собирал для него редкие ботанические образцы со всего мира, есть в нем даже секвойя. Украшение парка – пруд в виде скрипичного ключа.
   Верди был крупным землевладельцем, в имении Сант-Агата завел солидное хозяйство с полями пшеницы, виноградниками, сыродельней, винодельней, конюшней и т.д. На его визитке, помимо слов Джузеппе Верди, композитор, значилось – землевладелец.
   Следуя завещанию Верди, потомки композитора бережно сохраняют первоначальный облик виллы Сант-Агата, оригинальную обстановку его рабочего кабинета и спальни, стараются представить парк в том виде, каким его создал Верди. Это создавало у клубных туристов ощущение погружения в мир композитора.
Поездка на Виллу Верди была поводом поговорить о невероятном успехе композитора во всем мире. Более двух десятков его опер вот уже 200 лет постоянно держатся в театральном репертуаре. Каждый вечер в каком-то из театров мира звучит его музыка. Такого рекорда не достигал еще ни один сочинитель.
   Немалую роль в этой поездке, делились ее участники, сыграло очарование повествования молодого экскурсовода Константина, обладающего глубокими познаниями о великом композиторе, его биографии, музыкальном творчестве. И звучала в автобусе музыка - лучшие музыкальные номера из опер Дж.Верди.
   Елена Рабе изменила бы себе, если бы не постаралась удивить соклубников. Действительно, отправившись в тот вечер на ужин, все недоумевали, зачем нужно ехать так долго, почти 40 минут... Неужели нельзя было найти хороший ресторан поближе...
   Каково же было общее удивление, когда подъехали к огромному Castello Di Felino, одному из самых древних замков Италии, вошли через подъемный мост. Факелы освещали огромный двор изумительной красоты, столы, накрытые белыми скатертями. Звучала музыка Нино Рота из фильма «Сладкая жизнь». Встречавший всех Чарли Чаплин дополнял эту кинореальность. Единственно, как мог отреагировать каждый из группы – произнести «Ах!».
   Приглашенные музыканты исполняли итальянские произведения. Елена, поскольку этот вечер был посвящен Фредерико Феллини, провела непростой конкурс – хорошо ли помнят его фильмы. Победил стол, за которым были Анжелика Матвеева и Нина Миронова. Под музыку Рото танцевали допоздна. Апофеоз вечера – хор мужчин-участников поездки, восторженно исполнивших «uno momento».
   В том, что итальянцы все могут довести до уровня искусства, можно было убедиться и в средневековом городке Модена. На весь мир этот город прославили ее знаменитые уроженцы – великий оперный тенор Лучано Паваротти и создатель самых фешенебельных автомобилей – Энцо Феррари.
   Дом-музей Феррари в Модене расположен в двух зданиях. Первое – дом Энцо, построенный в 1830 году его отцом. Здесь помещены фотографии из семейного архива, первый в жизни Феррари автомобиль, подаренный отцом в 1903 году. Наиболее интересная часть коллекции находится в соседнем здании, построенном в футуристическом стиле.
   Главная часть постройки — алюминиевая крыша криволинейного профиля, напоминающая капот спорткара. Цвет «моденский желтый» – фирменный цвет Ferrari. Автор проекта – Ян Каплицкий, чешский архитектор, в основном творивший в Англии. Большая часть проектов его компании Future Systems так и осталась только в виде чертежей. Реализацией музея Ferrari занимался Андреа Морганте, он же автор дизайна белоснежной экспозиции.
   Особенно поразила всех в коллекции последняя выпущенная Феррари машина. Это, напоминающее космический аппарат, произведение, пока еще в одном экземпляре. В музее было интересно и мужчинам, и женщинам, ведь по сути речь шла о красоте: дизайн этих машин, начиная с 40 годов прошлого века, уникален.
   Днем всех ждало главное событие – опера «Набуко». Оперу давали в Пармском театре, одном из красивейших оперных театров в мире. Старинное здание с прекрасным потолком-куполом, обилие золота и бархата в интерьере. В активе театра много замечательных спектаклей. В связи с проведением фестиваля Верди престижность театра растет.
   «Учитывая, что Фестиваль Верди нельзя отнести к празднеству первого ряда, – профессионально заметила Анжелика Матвеева, – было некоторое опасение: кто там будет петь, что за постановка нас ждет... Переживать не стоило. Музыка, оркестр, голоса, хор в 68 человек – все было выше всяких похвал, блестящий состав певцов»
   Опера «Набукко» («Навуходоносор») третья в творчестве Верди (две первые оперы были неудачны), получила громадный успех у публики и принесла композитору настоящую славу. С этой оперы, как утверждал сам Верди, началась его настоящая деятельность в искусстве.
   Надо отдать должное – подчеркнула Анжелика - новаторству композитора в в отношении роли хора в опере. До него массовое пение было лишь фоном на сцене. Удивительна значимость хора и в последующих операх, в частности, в «Аиде», где половину оперы «делает» хор.
   Тому, что постановка «Набукко» оказалась слишком современная, участники поездки даже не удивились. В Европе сейчас так принято. Вместо мечей – автоматы Калашникова, вместо Храма евреев – подводная лодка... Понять, что режиссер имел в виду, было сложно. В обсуждении постановки клубные зрители пришли к выводу, что она просто неталантливо сделана. Музыка маэстро от этого ничуть не проигрывает.
   Особое впечатление в театре произвела публика – в основном итальянцы. Всех поразило их умение слушать, создавать тишину, понимать оперу. А то, как публика кричит bravo!, как бисуют артистов – это отдельный спектакль.
   Очевидно, есть немало веских причин, чтобы отправиться в Эмилию-Романью. Гастрономическая мотивация – довольно значима. Регион славится гастрономическими специалитетами, а Парму ЮНЕСКО наградило статусом креативного города в области гастрономии. Эмилия-Романья родина пармской ветчины прошутто, пармезана и бальзамического уксуса.
   В том, что путешественники оказались в одном из гастрономических центров Италии, они убеждались каждый раз, садясь за стол, будь то изысканный ресторан или кафе на рынке. Словарь мгновенно обогащался: кулателло, салями фелино, коппа, ризотто с трюфелями, Ламбруско, Мальвазия...
Не менее интереснее органолептических ощущений увидеть своими глазами по дороге в Буссето в местечке Ночето сыроварню со столетней! историей. Вот уже три поколения семьи производят Parmigiano-Reggiano, известный во всем мире пармезан. Самое главное в изготовлении этого сыра – качество молока. Минимальное время созревания пармезана – 12 месяцев. А лучше – три года. Говорят, что процесс изготовления пармезана практически не изменился с XII века. Как проверить...
   Как было не побывать в Модене – родине самого высококлассного «черного золота», бальзамического уксуса, изготавливаемого только из одного вида винограда. Его особый вкус зависит от минерального состава местной почвы. Бальзамико – изысканная приправа, традиционно применяемая в средиземноморских блюдах.
   Поездка в жанре «итальянских впечатлений» подошла к концу. Все ловили себя не в растерянности из-за обилия фактов, впечатлений, переживаний, как это обычно бывает, а на мысли, что не хочется расставаться. Ни друг с другом, ни с Италией.
   И по этому поводу Павел Муратов очень тонко заметил: «Мы возвращаемся из Италии с новым мироощущением слиянности начал и концов, единства истории и современности, неразрывности личного и всемирного, правды вечного круговорота вещей, более древней правды, чем скудная идея прогресса…»

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: участники поездки


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Андрей ПАВЛОВИЧ
Андрей ПАВЛОВИЧ:
«Мне понравился общий дух нашей группы, оптимистичный, дружеский. Поездка содержательная. Конечно, замечательный ужин в замке. Все было здорово организовано».
Ольга МУЛЮКОВА
Ольга МУЛЮКОВА:
«Мне больше всего запомнилась наша компания. Особенно в таком теплом, красивом и вкусном месте».
Андрей ШКОДА
Андрей ШКОДА:
«Меня поразил музей Феррари. Во-первых, очень познавательно, поскольку я никогда не был в такого рода музеях. Во-вторых, там фактически представлена история всей автомобильной промышленности Италии. В этом музее как нельзя хорошо показано ее развитие. Что больше всего впечатлило – что в небольшой деревеньке оказалось собрано производство не только Феррари, но и других марок: Ламборгини, Дукати, Мазерати».
Владимир ШАПЕНКО
Владимир ШАПЕНКО:
«Вся поездка – это теплая атмосфера дружбы и общения. Она сопровождала нас каждую секунду. И это, наверное, самое прекрасное».
Виктория ГАЛКИНА
Виктория ГАЛКИНА:
«Особенными были люди вокруг, особенной была организация, особенной оказалась Италия. Которую мы никогда не увидели бы, не будь такой прекрасный коллектив, такие замечательные экскурсоводы. Создается впечатление, что мы прожили здесь целую жизнь, превратились в одну семью. Расставаться невозможно. До новых встреч!».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Впечатлений, конечно, множество. Но я бы больше всего отметил бы посещение оперы. Классическая опера в авангардной постановке, когда поют об одном, а действие развивается совершенно другое. Но классическая музыка победила, она превзошла абсурд. Сам театр потряс – замечательная акустика, логистика размещения зрителей, обилие лож. Все здорово. Спасибо Английскому клубу».
Любовь СТЕПАНОВА
Любовь СТЕПАНОВА:
«Вся поездка была интересная. Замечательный наш гала-ужин в замке. Давно не было такого воодушевления, все рады были подурачиться. Ну и, конечно, «Набуко» в современной интерпретации. Действие дало повод обсудить – кем был тот или иной герой и как это все можно понимать. Так что путешествие было запоминающимся».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«Самое яркое впечатление – это вечер, посвященный Феллини. Феноменально придумано: старинный итальянский замок, великолепная музыка, гениальный кинорежиссер. Замечательная постановка вечера».