Представляя любимого, уважаемого мэтра Гарри Бардина хозяин вечера не жалел добрых слов. Гарри нашелся мгновенно: «После таких слов я могу и помолчать». Но слова нашлись. И обнаружились удивительные воспоминания. «Именно в этот день, 10 октября 49 лет назад произошло то, что привело меня в мультипликацию. Я, человек пришлый в профессии, чужак на «Союзмультфильме», сдавал комиссии свой первый фильм. И патриарх мультипликационного кино Иван Петрович Иванов-Вано оценил его выше, чем фильмы своих учеников. Именно в это же время, без 15 минут12, родился наш с Машей сын, Павел. И я им горжусь». Разве не жизнь пишет самые неожиданные сюжеты? Вот и поводом к мультфильму «Плач» послужили печальное событие 7 октября прошлого года в Израиле. Гарри Бардин мгновенно отреагировал на него. Фоном – звуки известного музыкального фрагмента из оперы Дж. Верди «Набукко» «хор пленных иудеев». Фильм краток как выстрел, как внезапный вскрик. Главное в нем – идея. Она вызвала множество ассоциаций, выходящих далеко за рамки этого маленького – в 5,5 минут – произведения. Общий разговор, естественно, коснулся темы опасности, которая грозит миру. И Владимир Шумейко, и Людмила Пучкова отметили мастерство, с которым мастер лаконично и мудро высказался на эту тему. Владимир Шумейко отметил, что в мире есть неоднозначное мнение в отношении военных действий Израиля в настоящее время. Но ужасное террористическое нападение на Израиль 7 октября однозначно оценивается всеми. Горе еврейского народа на протяжении всей его многовековой истории вызывает сочувствие во всем мире, а непонимание сегодня вызывает неадекватные действия власти Израиля. При этом, Владимир Филиппович вспомнил свою встречу с Нетаньяху, в бытность свою Председателем Совета Федерации РФ. Владимир Хотиненко напомнил, что Гарри еще в 1983 году «сумел за семь минут, на спичках, которые не могли поделить спичечный коробок, предотвратить ядерную войну! Гарик, ты талантлив очень, ты только не обижайся!». Ассоциации, ассоциации… Нелли Закирова предложила тост за творцов, за режиссеров. «Да, историю делают политики. А творцы не просто делают историю, они оставляют ее в образах. И эти образы сильнее всего на свете». Во второй части вечера Владимир Филиппович, автор и «Частушек в танках», и стихотворного переложения Псалтыря, презентовал свою новую, 20-ю по счету, весьма необычную книгу – «Бабушкины сказки про Белого бычка». Автор не просто каждому в этот вечер презентовал экземпляр «Сказок», но и посвятил каждому оригинальное пожелание. Как родилась идея этой книги? Шумейко, человек по-хорошему въедливый, обратил внимание на фразеологизмы как на неплохой, очень пластичный материал для составления произведений в своем любимом жанре «кратко». Его поэтическая тонкость привела все в особый логический порядок. Получалась небольшое издание, его приятно полистать на досуге и посмеяться. Этакая милая игра ума, игра слов. И не только – оформление обложки и рисунки тоже сделал автор. Намеченная заранее программа вечера изменилась. Чествование театрального художника Аллы Коженковой, поздравление с 55-летним юбилеем ее творческой деятельности по просьбе юбиляра перенесли на следующий «Ужин с Шумейко». Анжелика Матвеева придумала, как продолжить разговор о хорошей современной анимации. В двух словах рассказала о том, что мы как-то не очень знаем, не замечаем: «отрасль» короткометражной анимации незаслуженно отстранена от зрителя. Во всем мире штучные короткометражные работы – редкость. На детей и взрослых нацелена главным образом анимация коммерческая – полнометражная и сериальная. Ни прокат, ни телевидение не любят одиночные маленькие фильмы. Зато их очень ценят фестивали. И клубу было представлено несколько самых ярких работ, взявших призы на главных фестивалях анимации последних лет. Смешные коротенькие истории, парадоксальные, шуточные, но, нельзя было не уловить – на сложные темы. Среди них: «Мой странный дедушка» Дины Великовской, «Два трамвая» Светланы Андриановой. «Как слон в магазине фарфора» группы французских режиссеров. «Маэстро» – фильм, в котором музыку из оперы Беллини «Норма» исполняет… хор лесных животных и пресмыкающихся, его тоже сделали французы. «Зебра» Юлиа Юккера из Германии – о способности принять изменения. Действительно, оригинальное творческое высказывание взрывает стереотипы. Кому-то эти работы – на фоне анимации Бардина – показались легковесными. Татьяна Паршина согласилась: «Фильмы Гарри Бардина короткие, емкие, они вызывают у меня слезы. Но я бывший преподаватель университета, у меня были студенты и мне всегда хотелось ребят защитить. Получается, не получается – это их право. Не надо сравнивать работы молодых аниматоров с тем, что делает профессионал, который в жанре мультипликации творит уже полвека. У них все впереди». Застолье завершилось французским десертом «Мадлен». Это были приготовленные Еленой Друзь вкусные кондитерские «высказывания». Ну как не процитировать презентованную Владимиром Филипповичем книгу: «Меня и хлебом не корми, дай только хлеба мне и зрелищ». Текст: Виктория Чеботарева Фото: Артем Друзь |