Чего стоит ее идея ввести форму вдохновленного танца на льду? Так, Чайковская не только создала этот новый «жанр», вошедший в олимпийскую программу, но и подняла спорт до уровня искусства. А в лихие 90-е, когда все, кто мог, подались на заработки за рубеж, она не покинула Россию. Даже когда обнаружила, что спортобщество «Динамо» закрыло школу, построенную специально для нее и Аркадия Чернышова. Спортивная жизнь Чайковской - персоны публичной и знаменитой, хорошо известна. Чемпионка Советского союза в одиночном фигурном катании, первый тренер с профессиональным балетмейстерским образованием. В 29 лет – Заслуженным тренер СССР. На чемпионатах мира ее ученики завоевали 15 золотых медалей, на чемпионатах Европы - 26 золотых медалей. Именно ее характер, ее эстетический вкус определяли стиль и масштаб советского, российского и, пожалуй, мирового художественного катания. С приватной же стороной ее жизни была знакомы только близкие. Отчасти растопила этот лед вышедшая к нынешнему юбилею тренера небольшим тиражом книга «Конек Чайковской». Каждый, кто в тот вечер прибыл в «Golden Palace», получил в подарок издание с индивидуальным посвящением от Елены Анатольевны. А главное – уникальную возможность узнать ее поближе. Помог этому, обнаружив талант шоумэна, в интервью с Еленой Анатольевной, ведущий вечера, Художественный руководитель «Имперского Русского балета» Гедиминас Таранда. Жесткая и ироничная, целеустремленная и легкая на подьем, прекрасно знающая цену победам и поражениям, обладающая даром увидеть даже в малом ребенке потенциального чемпиона, великолепная рассказчица, с мгновенной реакцией на собеседника, Елена Анатольевна непринужденно вела беседу. Практически обо всем. О непростом, но очень интересном детстве – на экране мелькали давние фотографии героини вечера. О родителях актерах, о Театре Моссовета, где они служили. О том, как в начале войны их с мамой, этнических немцев, выслали из Москвы в Чимкент. О том, как выжить в Узбекистане помогло фамильное наследство: кусок хлеба меняли на червонец. Семья мамы принадлежала к богатому дворянскому роду. Некогда они владели большой недвижимостью, множеством доходных домов в Москве, фарфоровыми заводами и т.д. Но в 1947 году, по возвращению в столицу, жить им пришлось в маленькой комнатке, которую выбил для них Юрий Завадский. История превращения фигуристки в знаменитого тренера, постоянно преодолевающего трудности – достойна целого романа. Чего стоил только рассказ о том, как – при помощи отнюдь не государства – был организован балет на льду «Вундеркинды России». О счастливой встрече на вечере Московского Английского клуба в «Метрополе» с Андреем Илиопуло, его предложении построить спортивный центр, реализованном через 11 лет. Но все-таки мечта сбылась – больше трех лет работает в собственном здании школа фигурного катания «Конек Чайковской». Обладая удивительной толерантностью к неприятным ситуациям, Елена Анатольевна по-прежнему излучает неистощимую энергию. Убеждена, что нельзя останавливаться на достигнутом. «Я хочу открыть в разных республиках и странах школы фигурного катания. Чтобы знали, на чем основано наше мастерства». В диалог Елены Анатольевны с Гедиминасом органично вписывались дивные музыкально–танцевальные дивертисменты, представленные «Имперским Русским балетом». А когда разговор заходил о безупречности музыкальных композиций, с которыми фигуристы Чайковской выходят на лед, оказалось, что Елена Анатольевна подбирает музыку самостоятельно, считая ее одной из главных составляющих выступления. Касался разговор и совсем личных тем. Елена Анатольевна призналась, что больше всего ценит в окружающих душевное единомыслие и талант. Верит в дружбу и в любовь. И не любит простоту – «это у меня от мамы». При всей занятости великий тренер успевает следить за премьерами на лучших театральных сценах мира. С одной стороны, заставляет профессия. С другой – этого требует душа – путешествовать, смотреть разные страны, открывать для себя новые места. Череда фотографий на экране продемонстрировала богатую географию путешествий Чайковской. Немалая доля их пришлась на поездки с Английским клубом. Поздравления соклубнице вполне могли бы составить самостоятельную концертную программу. На вечер пожаловали «официальные представители российской культуры» – Юрий Васильев и Александр Ширвиндт. Руководство театра Сатиры учредило для Елены Анатольевны персональный памятный знак «За вдохновение». Народный артист России Владимир Девятов, для которого понятие патриотизма не пустой звук, посвятил великому тренеру песню Евгения Крылатова «Что может быть лучше России?». Композитор Максим Дунаевский со знанием дела поведал о великой силе любви – учеников, почитателей таланта, о невозможности существования без нее семьи. И плавно перешел к поздравлению Анатолия Чайковского. Песня Дунаевского «Все пройдет» в исполнении автора подтвердила мысль композитора. Гарри Бардин обратил внимание на то, что Елена Анатольевна, проходя через все тяготы, задала своей жизни очень высокую планку и преодолела ее, осознавая высокое предназначение своей личности. «Как балетмейстер балетмейстера» Гедиминас Таранда пригласил Елену Анатольевну на вальс. На экране прошел слайд-фильм о Чайковской в Клубе, от имени которого Олег Матвеев выразил глубочайшее уважение и признательность той, которую смело можно именовать лицом Английского клуба и подарил «вечные цветы» – натюрморт художника Олега Федорова по мотивам Огюста Ренуара. Последующая часть вечера прошла в частных поздравлениях любимой всеми Елене Чайковской. |