ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

5.X.23
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
Терем вдохновения    Главной темой этого талантливого вятского художника был характер русского народа. Он находил его в сказках и былинах. Михаил Нестеров подметил: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова». Источник оказался неиссякаемым.
Об этом свидетельствует даже сам дом Васнецова. Сейчас он стоит среди современных многоэтажных зданий, невдалеке шумит проспект Мира. А в конце XIX века это была окраина, спокойное, малолюдное место. Васнецов приобрел землю в Троицкой слободе у крестьянской семьи. И сразу же приступил к эскизам, проекту будущего дома. Продумал все – от общего архитектурного решения до декора фасадов и убранства комнат. По принципу «Полезное – красиво, красивое – полезно».
   Он хорошо представлял цель: дом, в котором удобно и уютно жить его большой семье, где есть место для художественной работы и для приема гостей, которых здесь очень любили.
   Осуществить столь нестандартный по тем временам проект, преодолеть чиновничьи препоны, ему помог князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы. В 1894 году был построен дом в неорусском стиле: черты древнерусского традиционного зодчества соединены со строительными традициями севера. Плюс веяния модерна.
   Дом получился необычным, относительно небольшим и необычайно уютным. На первом этаже жила семья Виктора Михайловича. В симпатичной надстройке в виде теремка расположена лестница, ведущая с жилого первого этажа наверх, в мастерскую – площадью более 100 квадратных метров, высотой шесть. Царство света и воздуха.
   Здесь подлинные работы Виктора Михайловича, его кисти в туеске, его красный берет, раскладная высокая лестница, без которой картину «Богатыри» величиной 3х4 метра не напишешь…
   Дом сказочен, как и знакомые со школьных времен картины Васнецова. Неудивительно, что более частые его посетители – дети. Здесь по-домашнему, как-то не музейно, все из обычной жизни, может быть не совсем привычной. Буфет «самобранка», расписанные Васнецовым стилизованными цветами и птицами дверцы шкафчиков, много иных искусно сделанных вещей. И картины – понятные, яркие, живые, сказочные.
   Ирина Лосева пришла с внуками Ваней и Машей. И детям оказалось все интересно. Кто-то из дам вспоминал, что был здесь в детстве. Но большинство даже не представляло, какое уникальное место может быть в современной Москве.
   Очень увлеченный гид Оксана Мельничук, методист по музейно-образовательной деятельности Третьяковской галереи, с нескрываемой любовью рассказывала не столько о доме, сколько о личности хозяина, творца, о его семье, в которой каждый был по-своему талантлив.
   Брат Аркадий Михайлович – замечательный резчик по дереву, автор уникальной мебели. Младший брат Аполлинарий – мастер исторической живописи. Дочь Татьяна, художник, помогала отцу в изготовлении мозаик для храмов, затем всю свою дальнейшую жизнь посвятила дому-музею Васнецова. Сыновья: Михаил математик, автор книги «Русский художник Виктор Михайлович Васнецов», Владимир, профессор, сооснователь кафедры ихтиологии Московского университета, его сын – художник Андрей Васнецов…
   После смерти великого творца наследники Васнецовых мудро передали дом, имущество и художественную коллекцию в дар государству. Затем он превратился в филиал Третьяковской галереи. В экспозиции 26 тысяч экспонатов и все подлинные: мебель, посуда, множество картин, этюдов и фотографий, письма, документы.
   Музей воспевает многогранное творчество не только Виктора Васнецова, но и его друзей. Значительно повлияло на жизнь художника знакомство с Саввой Мамонтовым. Предприниматель, занимаясь строительством Донецкой каменноугольной железной дороги, заказал Васнецову несколько больших картин для ее правления: «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами», «Три царевны подземного царства». В них Васнецов раскрыл свое настоящее призвание – не реалистическую живопись, чем славны были передвижники, а модернистскую – мифологическую, сказочную.
   Многое дали Виктору не только «вдохновляющий деспотизм» самого Мамонтова, но и организованный им «Абрамцевский художественный кружок». В Абрамцево Виктор нашел живописную натуру для «Аленушки». Здесь начал писать «Богатырей».
   Живописцем Васнецов стал бы и без Мамонтова. Но благодаря ему он открыл себя еще и как архитектора и декоратора. По проекту Виктора Михайловича в Абрамцево построили церковь: декоративную, сказочную. Небольшой образ Богоматери для ее иконостаса позднее послужит прообразом Богоматери для Владимирского собора в Киеве. А это особая история.
   Васнецов – из семьи священнослужителей. Отчасти получил духовное образование. Но с благословения отца оставил семинарию и уехал в Петербург, где обучался в Академии художеств. В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимала религиозная тема: он расписывал стены Владимирского собора.
   Сам разработал систему росписей, создал тридцать фигур и пятнадцать композиций. На это ушло десять лет. Это не единственное, но, несомненно, главнейшее из всех его творений. Расписывал храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
   При этом Васнецов был художником на редкость разноплановым: иконы, пейзажи, натюрморты, портреты родных и близких.
   Дом был не просто гостеприимным, здесь устраивали литературные и музыкальные вечера, читали вслух… И гости непростые – тонкий ценитель искусства Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Илья Репин, Василий и Елена Поленовы, Михаил Нестеров, Василий Суриков, Валентин Серов. Здесь бывали Антон Чехов, Алексей Горький, Федор Шаляпин и многие другие знаменитости.
   Всех принимали в специально обустроенной «боярской» гостиной. В центре – солидный стол петровских времен, стулья – работа Аркадия. Кресла для Виктора Михайловича и его супруги Александры Владимировны выполнены абрамцевскими мастерами. Малый буфет и божница – по эскизам, конечно, Васнецова. Тут же большой буфет в виде древнерусского терема. Рядом – часы вятского мастера, датированные 1781 годом. И они по-прежнему показывают правильно время. Выходишь из дома с ощущением: как правильно распорядился своим временем этот удивительно одаренный человек!

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Елена ОПОРКОВА
Елена ОПОРКОВА:
«Посещение такого музея, как Дом Васнецова, где не просто собраны картины, создана экспозиция, а сохранен дух художника, атмосфера его семьи – большая радость. Те, кто сохранял и сохраняет это – подвижники. Деревянный дом поддерживать не просто, так же, как и мебель, а она выглядит так, словно ее только что сотворили. Потому и появляется ощущение не торжественного музея, а места, где художник творил. Словно мы прикоснулись к Виктору Михайловичу, которого знаем по картинам с детства, а здесь познакомились с его философией, его видением жизни, его окружением. Благодарность экскурсоводу Оксане, она смогла нас погрузить в мир Васнецова, и Анжелике, которая удивительным образом находит невероятно интересных людей».
Елена ЗВЕЗДИНА
Елена ЗВЕЗДИНА:
«Низкий поклон Анжелике. Сколько раз проезжаешь мимо, не подозревая, что в этом переулке находится такое сокровище. Для меня этот музей – открытие. Сюда нужно прийти всей семьей, чтобы еще раз почерпнуть особую энергию, вдохновение и наслаждаться тем, что все в этом доме сохранилось практически в первозданном виде. Приятно наблюдать, с какой любовью экскурсовод Оксана Мельничук провела нас по музею».
Алена ОХЛУПИНА
Алена ОХЛУПИНА:
«Потрясающее ощущение от музея, экспозиции. У меня была абсолютная радость осознания, что я нахожусь в доме, хранящем прежнее тепло, прежнее время, вижу эту потрясающую семью. Я как будто к ним присоединилась, приобщилась. Очень радостное настроение. Спасибо Анжелике, нашему замечательному гиду Оксане».