В творческом багаже А.Коженковой более 300 спектаклей, поставленных и до сих пор идущих на сценах лучших театров России, США, Японии и других стран. Спектакли оперные и драматические, балеты, мюзиклы, цирковые представления. В ее костюмах блистали Майя Плисецкая и Галина Вишневская, Алла Демидова и Анна Нетребко, Олег Табаков и Сергей Маковецкий. Творчество Коженковой не ограничивается созданием костюмов. В ее уникальных декорациях воплощали идеи самые известные режиссеры – Георгий Товстоногов, Валерий Гергиев, Роман Виктюк, Владимир Мирзоев. Алла Владимировна – член Совета попечителей Клуба почти с самого его возрождения. Она была родоначальником и идейным вдохновителем «Домашнего театра» Клуба. Многие спектакли, поставленные в соавторстве с Коженковой в театрах Москвы, посетили члены Клуба, каждый раз поражаясь неиссякаемому творческому потенциалу Художника. Присутствующие на вернисаже в Бахрушинском музее увидели богатейшую палитру работ, созданных Мастером за более чем 40 лет творчества. Здесь были представлены эскизы декораций и костюмов, фотографии фрагментов постановок и подлинные костюмы на манекенах. В том числе и наряды из оперы «Обручение в монастыре». Этот спектакль идет на сцене 19 лет, он объездил весь мир. Так вот, еще накануне выставки его вечером играли в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. К утру костюмы были уже в Москве и гости могли любоваться ими. Началом торжественного открытия выставки послужил фильм, созданный из отрывков видеозаписей спектаклей, за которые Коженкова получала лучшие театральные награды. В качестве интермеццо – прозвучала ария Генделя, которую сопровождал показ уникальных костюмов Аллы Владимировны. Затем Аллу Коженкову «официально» поздравили ее коллеги. Каждый из выступавших старался отметить особые черты творческой личности героини вечера. Известный аниматор Гарри Бардин поздравил Аллу Владимировну от имени Московского Английского клуба. Он подметил ее главное качество – стиль. Действительно, несмотря на то, что все эскизы Аллы Коженковой отличаются разнообразием, не узнать именно ее руку невозможно. В свою очередь театральный режиссер Марк Розовский, обнаружил другое раритетное свойство ее личности: «Алла – художник Серебряного века. Когда человека ведет красота. Когда не нужно непременно отражать действительность, демонстрировать реальность, сложности жизни. И Алла, как никто другой, понимает красоту. У нее утонченный вкус, все ее костюмы, все ее декорации всегда причудливы, необычны и очень красивы». Другой маститый театральный режиссер Кама Гинкас напомнил, что Алла с его женой Генриеттой Яновской начинали работать в театре в Ленинграде. Яновская в качестве режиссера, Алла – сценографом и художником по костюмам. В своей книге «Что это было?» Гинкас и Яновская две главы посвятили именно Алле Коженковой, их взаимоотношениям в те времена, когда они были еще очень молодыми. Еще один режиссер театра и кино, Владимир Мирзоев заметил, что также как и он, Алла не мыслит свою жизнь без театра. Поэтому и ее жилище представляет из себя своеобразный театр. И ее мастерская полна театральных идей. «Там можно походить и где-то в углу непременно найти что-то интересное, что рождает любопытные идеи декораций, сценографии и даже нового спектакля». Кстати, одна из встреч в рамках Дамского салона проходила как раз в мастерской Коженковой. Тем, кому посчастливилось побывать там и к тому же послушать хозяйку, прекрасно понимали, о чем говорил Мирзоев. И дело не столько в бесчисленном множестве эскизов, фотографий и даже театральных макетов, сколько в особой атмосфере места, где рождается волшебство, магия театра. |