Вот и на этот раз кураторы выставки Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела и Константин Цаликов, специалист просветительского отдела, культуролог, посягнули на святое. Решили, что притягательным моментом должны служить не имена великих художников, а сами работы. Поскольку, как выяснилось, они вполне самодостаточны. Многое из того, что представлено на выставке «Автор неизвестен. Коснуться главного» может встать в один ряд с музейными работами известных живописцев. По рассказам Константина, полтора года назад они загорелись идеей собрать и показать картины, графику, существующие под грифом «н/х». Неизвестный художник. Те самые работы, что в силу безвестности в основном находятся в фондах музеев. А значит, маловероятно, что их кто-то, кроме музейных сотрудников, увидит. Картины для этой экспозиции передали Третьяковская галерея, Русский музей, множество региональных музеев, частные коллекционеры. Из-за разных обстоятельств – кто-то эмигрировал, кто-то не счел нужным подписывать свои этюды – имена мастеров не установлены. Иные, как, автор работы «Клубника, растущая в горшках» Илья Машков, указаны предположительно. Константин показывал схожие произведения художников, что служило доказательством их авторства. Чье-то было установлено совсем недавно, в некоторых случаях – при подготовке этой выставки. Так автор картины «Овощи и синяя ваза» считался неизвестным, оказалось – Роберт Фальк. Ранее думали, что картина «Усть-Нарва. Море» принадлежит кисти Валентина Серова. Выяснилось, что ее автор – Андрей Иванов. И следует любопытная история, почему произошла такая путаница. Пожалуй, это была самая веселая клубная экскурсия по художественному музею. Нет, предмет, точнее предметы, составляющие эту выставку, сами по себе особого веселья не вызывали. Поражала легкость, остроумие и то, с какой увлеченностью куратор рассказывал о том или ином произведении, о ситуации, обстоятельствах, при которых оно, возможно, было написано. Так одну и ту же «Неизвестную в лиловом» изображали Николай Фешин с одной стороны (вот репродукция) и неведомый другой художник мастерской Ильи Репина – с другой. Найдите схожести и отличия. Не выставка, а квест! Он учил абстрагироваться от громких фамилий, фокусировать внимание на сути самих произведений. Говорил о психологии восприятия произведения искусства. Предлагал исследовать, пытаться понять, как устроены картины. Почему так расположен свет; какое впечатление производят соседствующие на полотне цвета; каким законам подчиняется композиция; как по-разному изображается одна и та же форма; какими средствами можно передать фактуру, движение, звук; что значит точка и линия на полотне; как изобразить пожар, как это сделала Ольга Розанова в 1914 году. В общем, как утверждал Клод Моне: «Никто не может называться художником, если он не представляет себе готовой картины, техники ее выполнения и композиции, прежде чем начинать рисовать». Впрочем, как известно, импрессионисты были первыми, кто стал вольно трактовать композицию, стремясь подчеркнуть мимолетность момента. Ощущая себя немножко искусствоведами, участники экскурсии отправились на дружеский ужин в ресторан абхазской кухни «Ача-Чача». Говорили о превратностях судеб художников вообще и извилистой тропе, по которой непредсказуемо, но очень интересно движется клубная программа посещения выставок, в частности. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников встречи |