Казалось бы, речь шла о картинах, сюжетах, богатстве или сдержанности колорита, об именитых авторах. А получилось путешествие во времени, по художественной культуре Испании начиная c XVI века. Того самого времени, что называли «золотым». С одной стороны – расцвет испанской культуры, испанское Возрождение. С другой – жесточайшая испанская инквизиция. Реконкиста, когда христиане вытесняли мавров и прочих чужаков с полуострова. В таких условиях огромного напряжения и возникала особая интонация испанского искусства. Сурового и утонченного. Полного сдержанной экспрессии и скрытых страстей. Конечно, это было время, когда преобладала религиозная живопись. Но обращаясь к библейским темам, каждый живописец по-своему интерпретировал каноничные сюжеты. Вот две картины с одинаковым названием «Се человек!». Эти слова произносит Понтий Пилат об Иисусе Христе, желая возбудить сострадание в разъяренной толпе. На полотне Луиса де Моралеса измученный окровавленный Христос-жертва. А у Хусепе де Риберы терновый венец – символ венца небесного, уготованного праведникам в Царствии Божием. И тут лик Христа торжественен и спокоен. Франсиско де Сурбаран – один из титанов испанского «золотого века». Как трогательна его Мадонна с Младенцем в рационально (обратили внимание дамы) скроенном платье. А рядом Христос-ребенок – нежный и радостный, с облачка всех благословляет. И Сурбаран – «продукт» своего времени, но лиричен, герои его кисти кажутся современными и сегодня... А как чувствовал гонения и это напряжение века Эль Греко… Мастер греческого происхождения и испанского подданства создал свой собственный стиль. Он – не нежный описатель, его живопись неистова. Так что выставка – это не только возможность лицезреть, разгадывать, что же хотел сказать тот или другой живописец. Она о проникновении культур. Причем в буквальном смысле. Интересно же, как возникали собрания. Эрмитаж, например, начал целенаправленно создавать испанскую коллекцию, еще будучи Императорским, во времена Екатерины II. 84 картины XVI-XVII веков в Париже приобрел Александр I. В итоге музей стал обладателем крупнейшего собрания испанской живописи за пределами Испании. Государства, не любившего расставаться со своими шедеврами. В начале прошлого века в Эрмитаж поступали работы и из частных российских собраний. Потом музей передавал произведения в региональные картинные галереи, в частности в ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 1920–1930-х годах сюда попали произведения из Румянцевского музея, из дворца графа Шувалова в Санкт-Петербурге, из частных коллекций Сергея Третьякова, Ильи Остроухова, Михаила Рябушинского, Ивана Морозова, Ивана и Сергея Щукиных. Вот такое проникновение культур. Так возникли на выставке «художественные переклички». Диего Веласкес в этой экспозиции представлен одной работой из Эрмитажа. Портрет графа-герцога де Оливареса, испанского государственного деятеля и фаворита короля Филиппа IV. Рядом – экспонат из Пушкинского музея кисти Хуана Карреньо де Миранда, где Оливарес изображен почти на полвека позже. И явно вторичен. Бартоломе Эстебан Мурильо, «Иосиф с младенцем Христом». Творчество Мурильо на выставке дано солидно. Да и не мудрено, в какой-то момент его известность достигла славы Рафаэля. Здесь соседствуют две его работы «Мальчик с собакой» и «Девочка с корзиной фруктов», в 1772 году полотна были куплены князем Голицыным для Эрмитажа. В 1930-е годы картины были разделены между Эрмитажем и Пушкинским музеем. И вот почти через 100 лет оказались рядом. Антонио де Переда-и-Сальгадо, яркий представитель плеяды испанских художников «золотой» эпохи барокко, известен как автор картин религиозного и исторического содержания. Но! Как внимателен он к вещам, которые окружают людей. Он – мастер натюрморта. Не совсем обычного, аллегорического, где каждый предмет значит! В чем убеждают парные «Натюрморт с поставцом» и «Натюрморт с часами» – напоминание о бренности человека и всего материального. Один из множества примеров того, что картины великих авторов непросто понять с первого взгляда. Требуется толкователь. В данном случае – Залина. Особое внимание – творчеству Гойи, одному из наиболее ярких художников эпохи романтизма. «Карнавал», портрет Лолы Хименес хорошо известны, графика – менее знакома, поздний рисунок под названием «Искушение» и вовсе выставлен впервые. Мариано Фортуни-и-Карбо был очень модным автором XIX века. Его ориенталистские полотна ценили русские коллекционеры. На выставке его картина «Заклинатели змей», конечно, вызывающая ассоциацию с ориенталистскими работами Василия Верещагина. В том же зале Игнасио Сулоаги – в девятнадцатом веке весьма модный и популярный живописец. Его испанки не всегда красивы, но удивительно чувственны и грациозны. Особенно, если они наблюдают за корридой. Череда пространственно-временных живописных отражений перемежается скульптурками из разных веков и материалов – дерево, металл. Какая-то очень современная керамика, мебель. Массивный испанский кабинет, этакий деревянный сейф с множеством выдвижных ящичков, имеющих двойное дно. Шедевр XVII века с золочением, росписью. Предмет постоянной экспозиции Пушкинского. Интересную «точку» в логическом финале выставки поставили ее устроители, объединив «Святого Иоанна Крестителя» Эль Греко и работу Пабло Пикассо «Старый еврей с мальчиком». И ренессансный художник оказался более близок «голубому периоду» другого испанца, начала уже XX века, чем к своим современникам. Как заметила Мария Миче, удачно было выбрано время визита: в музее не было много посетителей. Это помогло сосредоточиться, спокойно воспринимать рассказ экскурсовода, внимательно всматриваться в шедевры и делать свои собственные открытия. В конце экскурсии Анжелика Матвеева поблагодарила Залину за то новое, что, благодаря организаторам этой великолепной выставки и подробнейшему ее рассказу, каждый для себя открыл. А затем, о личных «открытиях» пошел разговор членов Клуба в соседней с музеем пинцерии Bontempy. Где знакомились с иными, на этот раз гастрономическими творениями итальянской кухни. Попутно поговорили о том, что еще стоит посмотреть в ближайшее время в московских музеях. В частности, в Галерее искусства Стран Европы и Америки проходит выставка «Образы Испании в русском искусстве». Там Кончаловский, Гончарова, Волошин… и другие вдохновлявшиеся Испанией русские художники. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников встречи |