В Музее AZ нужно ходить, отключив рациональный подход. Смотреть и наслаждаться, пытаясь осмыслить свои впечатления. А когда помочь этому помогает профессионал, духовное и эстетическое обогащение проходит легко. На этот раз по музею клубную группу ценителей искусства провела, рассказала о выставке, ее героях Ольга Богомолова, один из лучших экскурсоводов музея. Она научный сотрудник, редактор, и, как ее здесь называют, один из ключевых игроков в команде Музея AZ. Человек, поражающий эрудицией, вкусом и, помимо прочего, великолепным знанием театра, литературы и музыки. Два героя выставки – художники Анатолий Зверев и Евгений Михнов-Войтенко – яркие представители неофициальной культурной жизни двух столиц, Москвы и Ленинграда 60-х годов. В экспозицию включены ранние работы Анатолия Зверева и наследие его ленинградского коллеги Евгения Михнова-Войтенко, его важнейшие работы, многие из которых никогда не демонстрировались в Москве. В целом – более 100 произведений из коллекции Музея AZ, Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний Москвы и Петербурга. Экспозиция выстроена как диалог художников. Один – ленинградский интеллектуал, учился в театральном институте у Николая Акимова, театрального режиссера и художника, носителя авангардного мировоззрения. Анатолий Зверев получил образование в училище памяти 1905 года. Михнов-Войтенко жил в комнате, в окружении своих картин, неохотно продавал работы, и даже любимые выкупал обратно. Зверев был человеком неприкаянным, останавливался пожить у знакомых и вообще где придется. Его «экспрессионизмы», благодаря Георгию Костаки, запросто приобретали дипломаты. Так графика художника попала в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. Один экспериментировал с абстракцией. Другой – мастер «стремительных портретов» и вроде бы сам Пикассо отзывался о Звереве как о великом русском рисовальщике. Разные художники. Но при этом так много удивительных совпадений в биографии, в обстоятельствах жизни, в творчестве. Даже свои автопортреты они написали в один год. Изгои официальной культуры, в1956-1960-е годы они оба сформировали свой художественный язык, продолжая затем развивать его в дальнейшем, предлагая новую систему художественных образов. Михнов – в абстракции. Зверев – как авангардист и график, экспериментировавший на грани фигуратива и экспрессии. Специально для выставки в Музее АZ снят фильм о Евгении Михнове-Войтенко. Там звучит живой голос художника с магнитофонной ленты, даны воспоминания друзей, родных, писателей, художников, поэтов, искусствоведов, бывавших у него в комнате на Рубинштейна. В поиски своего Я в искусстве авторы шли разными путями. Объединяла их идея свободного творчества и мощь художественного высказывания. Обоим и в голову не приходило изображать мир реальный. Их привлекала нерегламентированность мира художественного. Неизвестно, видели ли они друг друга, были ли знакомы. Но даже если это и не произошло, то теперь они встретились – в пространстве выставки в Музее AZ. И ведут диалог сквозь пространство и время. Текст: Виктория Чеботарева Фото участников встречи |