ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

15.IV
БИЗНЕС-ЛОЖА
БИЗНЕС-ЛОЖА
ДЕЖАВЮ     Нормальное состояние экономики, как известно, существует только в экономических учебниках. Реальность изумляет неожиданностями. Казалось бы, еще совсем недавно,  в 2009 году, замена государственного регулирования саморегулированием рассматривалась в качестве важнейшего направления административной реформы. И власти, и бизнес, были убеждены, что саморегулируемые организации (СРО) с успехом заменят государственное лицензирование и госконтроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Что тем самым будет обес¬печен необходимый уровень защиты интересов участников экономических отношений.
    Но жизнь рисует иные реалии. На сегодняшний день в полной мере СРО не заработали, настоящими общественными институтами саморегулирования не стали. Это касается СРО в строительстве, в управлении ЖКХ и других отраслях. За последний год количество обращений только в жилищную инспекцию в связи с, мягко говоря, некачественным исполнением обязанностей управляющими компаниями увеличилось многократно. Иными словами: свободная рыночная экономика – вещь замечательная, но, чтобы она работала, нужно очень много полиции.
    Госдума уже вносит изменения в Жилищный кодекс, вводит обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. Эти нововведения, убеждают нас,  защитят интересы жителей. Охотно верим. Тем более, что мы это «уже проходили» в начале 90-х.
    Сергей Гаврилов, глава Комитета Государственной Думы РФ по вопросам собственности, касаясь этой темы, привел немало  примеров «из жизни» относительно недальновидности этих перемен. Многие, сидящие за круглым столом Бизнес-ложи, придерживались того же мнения, что столь прецедентный шаг отрасль ЖКХ не разрушит, но вряд ли оздоровит. Тем более, что в последние годы количество лицензируемых видов деятельности в стране постепенно сокращается.
    «Коррупционноемкость» закона заставляет сомневаться, что введение лицензионных требований и условий оставит на рынке исключительно добросовестных участников рынка. А вот то, что все затраты (и неофициальные тоже) на получение лицензий в ЖКХ  автоматически будут перенесены на конечную стоимость коммунальных услуг для частных потребителей, очевидно.
    Ведущий, Старшина Клуба Андрей Нечаев задался вопросим, а почему-бы в отношении СРО не воспользоваться международным опытом? Бизнес во всем мире давно пришел к выводу: ему нужна координация, становление каких-то стандартов. Да и в России в банковском секторе сложилась вполне цивилизованная ситуация. Ассоциация российских банков де-юре не обладает никакими регуляторными  правами, но при этом ведет колоссальную полезную работу  не только с точки зрения лоббирования  своих интересов, но и по проработке правил, стандартов ведения деятельности и т.д.
    К новой версии закона о  концессионных соглашениях Гаврилов отнесся благосклоннее. Он, считает глава Комитета, не только сохраняет  рыночные подходы в экономике, но и вовлекает  в оборот еще не приватизированное и не используемое официально имущество, преимущественно в области ЖКХ. Не случайно этому так сопротивляются власти разного, особенно муниципального уровня, в регионах. Теперь, полагает Гаврилов, это расширит сферу участия частного бизнеса в отношении «вала объектов, находящихся на плечах госимущества,  казны». В этом ряду не только объекты ЖКХ, но и РЖД. Частных инвесторов можно также привлечь и к использованию теплоэнергосетей. Естественно возникшую аналогию с инвестконкурсами 90-х годов гость опроверг, ссылаясь на совершенно иную законодательную базу, закрепляющую инвестобязательства.
    Не менее актуальна оказалась  тема банкротств физических лиц, еще недавно звучавшая как некое варварство, проявление дикого капитализма.  Между тем, именно потребкредитование на 2/3, хотя и  формально, обеспечило экономический рост в России. Чтобы сохранить этот локомотив роста и здоровый класс заемщиков, но при этом защитить интересы кредиторов от мошеничества и обвала рынка этих услуг, а затем и ипотеки, государство и принимает жесткие меры,  а Дума – закон о банкротстве «физиков».
    Андрей Нечаев несколько расширил горизонты беседы. Действительно, страна сегодня находится на развилке. «В связи с Крымом ситуация  во многом поменялась, будем надеяться, что впредь она не обретет драматическую окраску, а Россия не окажется в изоляции, страной изгоем». Для этого следует принимать кардинальные, но разумные  решения. Все это вроде бы понимают: в Госдуме, в Правительстве, в  Администрации Президента... Откуда же в последнее время идет такое огромное количество решений, негативных для предпринимательского климата? То, что «капитал  голосует ногами», тому подтверждение.
    В ряду таких решений объединение Высшего Арбитражного (по словам Нечаева, единственный суд, где был относительный порядок) и Верховного судов РФ. Раньше, убеждены участники заседания, предприниматели могли рассчитывать на какую-то защиту, в том числе, в спорах с государством.  Арбитражные суды принимали прецедентные решения, направленные на развал уголовных дел, целью которых был захват бизнеса. Теперь уповать на это будет сложнее.
    В ходе разговора выяснилось, что уголовное законодательство Украины более либерально, чем России. Там нет дел по экономическим  преступлениям. Крым, констатировал Всеволод Сазонов, входя в состав России, оказывается  в худшей ситуации с точки зрения регулирования бизнеса. Не стоит ли ввести не просто переходный период сближения систем, но и со временем перенести эти юридические нормы на Россию?
    Обсудили участники встречи тему источников финансирования Крыма, ситуацию с американскими санкциями.  Соклубников и гостей интересовало тревожащее больное сознание некоторых чиновников и даже экономистов желание начать торговать нефтью и газом за рубли. Вот тут ответ был прост -   найдутся ли в мире желающие покупать наши углеводороды за рубли?
    Перед Россией сейчас стоят новые вызовы. Сумеет ли государство трезво оценивать и воспринимать их и предлагать адекватные меры? Сергей Анатольевич  обратился с просьбой к клубному экспертному сообществу продолжать делиться своими предложениями и пожеланиями в экономической сфере.


Виктор МОРОЗОВ
Виктор МОРОЗОВ:
«Оптимизма сегодняшняя встреча не добавила. У меня сложилось впечатление, что не только у чиновников, но и у представителей Думы есть некоторая растерянность, неуверенность в правильности принимаемых решений».
Всеволов САЗОНОВ
Всеволов САЗОНОВ:
«Украинские власти пытаются парализовать деловую активность россиян в Крыму, признать незаконным сделки и т.п. Мне кажется, что российские власти,  призывая бизнес развивать Крым, должны брать на себя обязательства по защите инвесторов».
Андрей НЕЧАЕВ
Андрей НЕЧАЕВ:
«Я не предвижу драматических событий в России, но денежный рынок будет напряженным. Кредитные ставки будут расти».
Сергей ГАВРИЛОВ
Сергей ГАВРИЛОВ:
«Понятно, что нужно бороться с негативными ситуациями в сфере ЖКХ, идти навстречу населению. Важно понять – каким путем? Возвращение к лицензированию – это вопрос базовых ценностей нашего общества, но никто не просчитал, где мы в итоге таких преобразований можем оказаться. Выйти из этой ситуации будет гораздо  сложнее. Зато возможностей чиновнику закрыть чей-то бизнес и отдать своему товарищу будет гораздо больше».