ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








2-5.Х.25
КЛУБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
КЛУБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Кострома в историческом контексте    «Что за реки, что за горы, что за леса! Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии». Так писал о Костроме драматург Александр Островский, член исторического Московского Английского Клуба. Здесь он, тонко чувствуя место и его обитателей, создал немало произведений.
   Участники этой поездки, а никто прежде в Костроме не был, говорили, что не ожидали ярких впечатлений, полагая, что Кострома, наверное, обычный провинциальный город… Каково же было удивление!
   Кострома – ровесница Москвы. Город ремесленников и торговцев. Он очаровывает благостью храмов, красотой ремесел, бесконечными просторами, тишиной провинциальных улочек, величавой Волгой. Но любоваться им, постигать его интересно в историческом контексте. Тем более что сам контекст весьма причудливо менялся.
   В XIII веке Кострома была центром удельного княжества. В 1364 году город вошел в состав Московского княжества. В Смутное время дважды был взят поляками, опустошен. Здесь, в одном из самых значимых мест Костромы, Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре в 1613 году Михаил Романов был избран царем, что положило конец Смуте.
   Так история сделала крутой поворот. Кострома перестала быть просто городом на Волге. Она стала символом начала новой эпохи, «колыбелью» династии Романовых. В XVII веке достигла своего экономического расцвета. Считалась одним из экономически значимых городов Русского царства. Купцы строили деревянные лавки, склады, дома. Постоянно гореть и возрождаться – это про Кострому. После пожара 1773 года, уничтожившего значительную часть города, Екатерина II утвердила генеральный план его застройки, торговые ряды и гражданские здания следовало возводить из камня. От центральной площади у левого берега Волги, улицы расходятся веером, что делает планировку ясной, а развитие города удобным. По объему производимых льняных тканей Кострома выходила на первое место в России. Здесь работало главное ткацкое предприятие Третьяковых. Возникали иные производства. Город стал крупной торговой пристанью на волжском транзитном пути.
   Исторический центр, с него туристы, как правило, начинают знакомиться с городом, в основном сохранил образцовый в своем роде ансамбль эпохи классицизма конца XVIII-XIX веков. В самом центре – большая Сусанинская площадь, называемая жителями «Сковородка», спуск к величественной Волге. В стиле классицизма даже пожарная каланча, служившая дозорной вышкой, вместе с тем и украшением города.
   Императоры России были щедрыми покровителями Ипатьевой обители, да и сама Кострома долго оставалась под деятельным присмотром императорской семьи. Николая I возвел памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. В 1913 году в Костроме широко праздновалось 300-летие дома Романовых: К этому событию благоустроили центр и заложили основу грандиозного, высотой 36 метров, памятника, Вокруг башни намеревались установить фигуры представителей царствующего дома и выдающихся исторических личностей. Не успели. Исторический контекст изменился. В 1928 года на постамент водрузили бетонную статую Ленина. К 1981 году бетон разрушился, через год там уже стоял монумент из бронзы.
   В 1929 году – другая «гримаса» истории: Костромскую губернию, видимо за связь с Домом Романовых, упразднили. Кострома утратила статус губернского города. Ее включали в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области. Сократили бюджетные  вливания, искусственно сделали мелким периферийным городом. Остается только представлять, каким бы был город, не произойди сей своеобразный «cancell culture».
   Сохранившиеся сооружения Костромского кремля – Успенский и Богоявленский соборы – были закрыты и потом взорваны. Сейчас на месте бывшего кремля уютный Центральный парк. К июлю 2023 года Богоявленский собор был полностью восстановлен. Вот такие коловращения истории.
   Экскурсия по территории Ипатьевского монастыря, посещение величественного Троицкого собора, расписанного фресками артели Гурия Никитина, показала, что сохранившиеся храмы в прекрасном состоянии. После монастыря – знакомство с организованным у его стен музеем-заповедником «Костромская слобода». Один из старейших в России музеев под открытым небом. Затея вынужденная: на Волге строили плотину Горьковской ГЭС, создавали водохранилище, а сюда, спасая от гибели, свезли особо ценные памятники деревянной архитектуры XVIII века. Культового назначения, крестьянские дома, хозяйственные постройки, бани, амбары, мельницы, Местный краевед рассказал как топили печи, обходились с ухватами и прочей утварью… Завершила этот поход развлекательная программа «Гуляй душа», с шутками-прибаутками о традициях русского чаепития, угощением чаем, в том числе «чаем с позолотой»: любило купечество добавлять в чай ром или коньяк.
   Вечером прошел ужин в ресторане «Старая пристань», что стоит на волжском берегу. Тут Эльдар Рязанов снимал сцены фильма «Жестокий романс». Внутреннее оформление точь-в-точь как на пароходе «Ласточка». На экране фильм, романсы. Вкусно, красиво, все сделано с любовью. Этот вечер оказался прологом к знакомству с Костромой кинематографической.
   Улочки Костромы, торговые ряды, купеческие дома точно воссоздают дух патриархальной русской провинции. Не нужно строить декорации. Кино здесь начали снимать еще в дореволюционные времена. Кострому для работы выбирали Павел Кадочников, Глеб Панфилов, Валерий Приемыхов, Александр Прошкин, Сергей Урсуляк, Эльдар Рязанов. Никита Михалков снял «Очи черные», Владимир Хотиненко картину «Бесы»... И, что было особенно приятно в контексте 30-летней истории клубного сообщества, Рязанов и Хотиненко – члены Английского клуба.
   Экскурсовод показывал, в каком фильме «снималось» то или иное здание, подводил к «беседке Островского», той самой, где грустит Лариса Агудалова, построенной в знак уважения к творчеству драматурга и связи с городом. А ротонда возьми да стань одним из символов Костромы.
   Так переплелись судьбы города и Островского. Драматический театр носит его имя. При театре создан первый в России Музей театрального костюма, с экспонатами с 20-х годов прошлого столетия. Это, по словам путешественников, был необычный визит. Не столько о костюмах рассказывала заведующая музеем Вера Цыпляева, реставратор и его создатель. Скорее это был философский взгляд на то, что такое театр, что движет авторами пьес, режиссерами. Увлеченность Цыпляевой своим делом вызвала за обедом в ресторане «Екатерина» общий разговор о людях, горящих идеями творчества, обуреваемых желанием непременно поделиться ими с другими.
   Затем был небольшой Музей ювелирного искусства, косвенным образом подтвердивший, не зря Косторому называют «ювелирной столицей России». Начиная с XVII века в Костромской губернии было множество ювелирных артелей, превратившиеся впоследствии в крупные производства. Здесь создавали настоящие шедевры ювелирного искусства из тончайшего металлического кружева, филиграни или скани, как здесь говорят. Но специфика костромского промысла – скорее не элитные произведения, а бытовая и церковная утварь: ложки, подстаканники, крестики. Сейчас на крупных ювелирных производствах Костромской области производят из золота и серебра около трети всех украшений страны.
   Кулинарная точка, заключительный ужин прошел в ресторане «Гроза» – привет Островскому. Интерьер с элементами старинных русских усадеб. Русская, но авторская кухня. К слову, ресторан оказался на вершине рейтинга премии Wheretoeat, оценившего  рестораны Центральной России в 2025 году.
   Любопытным гостем этого ужина был Сергей Андреев, директор первого в мире Музея цыганской культуры. Музею 10 лет. В собрании множество подлинных предметов цыганского быта: гитары, конские упряжи, монеты, старинные афиши. Он рассказал, как в картинах «Жестокий романс» и «Очи черные» снимались цыганские артисты. Сергей сам с ранних лет стал участником съемок фильмов в Костроме. А москвичам в этот вечер показал интереснейшие кадры – с Эльдаром Рязановым, Никитой Михалковым, Людмилой Гурченко, Ларисой Гузеевой. Рассказал о традиции костромичей участвовать в съемках. Стоит заметить, что Сергей вовсе не цыган.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников путешествия


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Андрей ШКОДА
Андрей ШКОДА:
«Путешествие замечательное. Нас было немного и это придало некую «камерность» компании. Прежде всего, стоит сказать, как тщательно была подготовлена программа. Казалось бы – чем нас можно удивить, что новое мы можем узнать? А вот выяснилось, что именно там мы смогли узнать очень много, начиная с древней, богатой истории Ипатьевского монастыря, которая неразрывно связана с династией Романовых. «Костромская слобода» – удивительное место, где собраны, куда свезены различного предназначения деревянные строения разных времен. Нам рассказали об интересных моментах из жизни русского драматурга Александра Островского. Уезжали мы из Костромы, сделав для себя еще одно открытие – какие необыкновенные люди проводят экскурсии, какие подвижники организуют, насыщают фактурой музеи, какую радость они получают от своего дела. Потрясающая была поездка».
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Кострома – уникальный город, сочетающий в себе богатую историю, и это во многом история России, культурное наследие и современное развитие. Это место, где прошлое и настоящее неплохо переплетаются, создавая, учитывая местное природное богатство и волжские просторы, неповторимую атмосферу. Было много пеших прогулок, погода позволяла нам любоваться золотой осенью, насладиться памятниками ушедшей эпохи, ощутить неспешность провинциальной жизни. Так что наша небольшая клубная компания провела эти дни вполне одухотворенно».
Ольга РЕВЯКИНА
Ольга РЕВЯКИНА:
«Я собиралась в Кострому, ничего особенного не ожидая, ехала скорее, чтобы побыть в компании добрых друзей, немножко отдохнуть, сменить обстановку. Но была приятно удивлена: город невероятно красивый, теплый, двухэтажно провинциальный, в нем чувствуется какой-то спокойный, мягкий ритм, никто никуда не торопится. Куда глаз ни кинь, все очень мило, по-домашнему. Да и компания наша дарила ощущение, что я в кругу семейном, настолько все было душевно. Ипатьевский монастырь поразил меня старинными росписями и отреставрированными храмами. Один день был посвящен Костроме кинематографической. Много «узнаваний» мест съемок. В частности, одного из моих любимых фильмов, «Жестокий романс». Ужинали мы в ресторане «Ласточка», который «снимался» в этом фильме. Вопреки ожиданиям, очень вкусные, высокого класса рестораны. Погода была к нам благосклонна, оттого были еще прекраснее осенние пейзажи и Волга, на которую я не устаю смотреть, отдыхаю там душой».
Римма БАРЕНБОЙМ
Римма БАРЕНБОЙМ:
«Очень понравилась наша клубная поездка в Кострому. Прикоснуться к многовековой истории этого города интересно, познавательно. Невероятно насыщенные и разнообразные экскурсии. Абсолютно точно, это то место, куда хочется приехать еще раз».