ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

20.II
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ
РЕЗЕРВ ПРОЧНОСТИ ЕЩЕ ЕСТЬ.     «После правительства Гайдара Кабинет Касьянова, – представил гостя ведущий встречи Андрей Нечаев, – был в современной российской истории единственным правительством, попытавшимся создать в стране рыночные институты, адекватную рыночную среду».
 
Неспособность к реформам

   Слово реформы рефреном звучало весь вечер. Экс-премьер Михаил Касьянов с некой тоской вспомнил, что в этом самом зале «Александр-хауса», в котором проходило заседание бизнес-ложи, они с Владимиром Путиным в кругу экспертов формировали стратегию реформ. Было это перед президентскими выборами в марте 2000 года.  
    Тогда главы государства не испытывали разногласий по поводу проведения экономических перемен. «За 4,5 года работы со мной Владимир Путин поддерживал практически все предлагаемые реформы. Правда, трижды отказывал в проведении реструктуризации Газпрома. Результат налицо – непрозрачный монополист, постоянно поднимая цены на газ, душит и граждан, и бизнес».
     Учитывая, что в обсуждении принимали участие представители бизнеса, Михаил Михайлович подверг критике многие аспекты современной экономической ситуации. Основной аргумент – с 2004 года в стране не проводилось ни одной реформы. Россия продолжает существовать как рыночное государство с регулируемой экономикой. И зачем, спрашивается, властям брать на себя риски значительных преобразований, если цена нефти высокая? Или, если сказать резче: «способность нынешней власти проводить реформы – нулевая, главная цель – удержаться на своих постах»...
    «В 2004 году экспорт углеводородов обеспечивал 30% бюджета, сегодня – практически половину». Вывод: при нынешней концентрации экономики и ее диспропорции ни предпринимательство, ни слабая конкуренция – не могут быть её двигателем. А иных «двигателей» нет.
 
Власть должна быть прозрачной
  
    Яркая примета времени – вороватость чиновничества, госкорпораций, коррупция превратилась в инструмент управления... Власти пытаются бороться с этими недугами. Но в арсенале лишь приказные решения, а они – не работают. Риторика подменяет действия.  
    Нельзя сказать, что Касьянов намеренно драматизировал ситуацию. Отмечая теневые (во всех смыслах этого слова) стороны российской экономики, он, надо признать, вполне позитивно отозвался о финансовой системе. Ведь её основа была заложена в пору его руководства Минфином.
    Он не отрицает, потенциал у России есть. Но он хрупок. Сегодня надо сокращать налоги, расходы бюджета, создавать рабочие места. У нас же сейчас всё делается наоборот. Так, затронув состояние региональных финансов, Касьянов напомнил, что будучи главой финансового ведомства, рискнул изменить формулу распределения доходов. 48% – оставлять регионам, 52% направлять в федеральный центр. Сейчас эта пропорция иная: 35% к 65%.
    Местное самоуправление разрушено, подвёл он итог: «Сегодня проблемы каждого городка решаются на областном или даже федеральном уровне. Местные элиты нервничают». И вообще, отметил эксперт, многие граждане России «голосуют ногами», покидая страну ради более спокойной и комфортной жизни за её пределами.
    Очевидно, экс-премьер обладает недюжинными знаниями в экономической области, осведомлён и прекрасно понимает причинно-следственные связи. Однако, чувствовалось, куда больше лидера Партии РПР-ПАРНАС увлекает политическая сторона происходящего в стране. С особой заинтересованностью он рассказывал о планах и намерениях партии, об уличных протестах, о возможности бескровной трансформации системы.

Институт омбудсмена

    Второй уважаемый гость Бизнес-ложи, Елена Лукина – адвокат, член Общественной палаты, человек эмоциональный, страстный, будучи «специалистом по власти»,также старалась увести дискуссию в политическую область.  
    Она кратко проанализировала причины перемен в нашем обществе, ухода из него сакральности. Итогом этого негативного процесса стала не просто рационализация общества, а то, что граждане сегодня воспринимают государство как услугу. Но при этом качество этой услуги не проверяют. Власть в свою очередь побаивается «потребителей государства» и, как умеет, пытается себя защитить. В частности, от бизнесменов.
    Участников встречи интересовало, как отразится на активности и защищённости предпринимательства появление в России института омбудсмена. Сегодня в качестве уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей стал член Общественной палаты Борис Титов. Он отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулированию споров, возникающих между бизнесом и органами власти.
   Елена Анатольена, обладающая большим опытом в этой области, проанализировала законопроекты, касающиеся прав и обязанностей омбудсменов (региональных в том числе).Есть опасность, что в предложенном варианте законопроекта роль уполномоченного сведётся к обращениям в различные инстанции, а стало быть, будет недостаточно эффективной.
    В дальнейшей дискуссии члены Клуба и гости затронули много других, не менее актуальных вопросов. В их числе: угроза экономического коллапса; последствия движения экономики страны по мобилизационному сценарию, предложенному Сергеем Глазьевым; предпочтительность той или иной персоны на посту главы Центробанка после того, как его покинет Сергей Игнатьев; необходимость экономической амнистии – в смысле выпустить сидящих бизнесменов и т.д.
    Судя по тому, что и по завершению официальной части клубная публика ещё долго не отпускала спикеров, разговор был интересным.  


Михаил КАСЬЯНОВ
Михаил КАСЬЯНОВ:
«Открытость власти – единственный способ решить многочисленные экономические проблемы страны».
Елена ЛУКИНА
Елена ЛУКИНА:
«Надо возвращать из тюрем невинно осуждённых людей, что-то надо делать: в стране закрыто 208 тысяч предприятий малого бизнеса».
Андрей НЕЧАЕВ
Андрей НЕЧАЕВ:
Масштаб реформ, проводимых правительством Михаила Касьянова, несопоставим с прежними переменами, потому что в 2002 году ещё чувствовались последствия дефолта, надо было спасать страну».