Не покидало двойственное ощущение. Нонна Гришаева искренне и талантливо признается в любви к удивительной и удивительно самобытной актрисе. И вдруг «проглядывает» сама Людмила Гурченко, и именно она, без жалости к себе, рассказывает, как складывалась ее личная и творческая судьба, каким непростым был ее путь к славе… Какая самоирония звучит: «И я становилась закалённее. Мой панцирь твердел. Я была уже опять готова к бою». Признание в любви. Прежде всего – к папе, которого Людмила Гурченко считала самым главным человеком в своей жизни. «Сильным и слабым, веселым и трагичным, умным от природы, и почти совсем неграмотным в сегодняшнем понимании слова «образование». Марк Гаврилович Гурченко, профессиональный музыкант, играл на баяне, пел. Очень любил дочь. А как хотел, чтобы она была успешной: «Давай, дочурка, уперед, дуй свое. Риск – благароднае дела». Благодаря таким напутствиям ей удалось выжить в оккупированном Харькове. И это уже история маленькой девочки в большой войне – ребенком вынуждена была петь и танцевать перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. «Домой я принесла полную, до краев, кастрюльку…». И со сцены в очередной раз звучит хорошо всем знакомое фирменное победоносное «х‑х‑ха!» Люси Гурченко. Любовь номер два – к музыке, к кино, к профессии. А какая же еще любовь? Успех «Карнавальной ночи» принесшей актрисе широкую известность. После чего она долгое время не получала заметных ролей в кино. Но выступала и постепенно приходила к убеждению, что петь нужно только о том, что у тебя болит или что тебя очень радует. Трогательно прозвучало признание великой актрисы, что мать из нее была никакая. Она мечтала о сцене, съемках в кино, об аплодисментах. Все было подчинено работе… Яркая, насыщенная жизнь. «Любовь у меня одна, только объекты меняются!» Идея этой постановки родилась на концертах-квартирниках в Музее-мастерской Людмилы Гурченко в Трехпрудном переулке. Алла Зохина, композитор, поэт, сценарист, написала слова и музыку к авторской программе. Со временем антрепризная постановка, благодаря режиссеру-постановщику Александру Нестерову и художнику-постановщику Максиму Обрезкову превратилась в репертуарный спектакль Театра имени Вахтангова. А Нонна Гришаева доказала, что она, так же, как и Людмила Гурченко, может практически все. На встрече с артистами и директором Вахтанговского театра Кириллом Кроком Анжелика Матвеева обнаружила любопытный факт: за 28 лет был лишь один год, когда клуб не появился в Театре Вахтангова. Во время пандемии. «Это абсолютно наш дом, куда мы приходим ежегодно и всегда – в ожидании очередной встречи. Сегодня встреча необычная. Мы хотели посмотреть спектакль, познакомиться с Нонной Гришаевой. Но есть и еще одна причина – Люся Гурченко 14 лет была членом Английского клуба. Воссоздавая его в 1996 году, мы решили сломать историческую традицию и с первого же дня принимать в клуб женщин. Первыми были известные дамы – тренер Елена Чайковская и актриса Людмила Гурченко. Вскоре вступила в клуб и выдающийся театральный художник Алла Коженкова». Нонна Гришаева представила Николая Чермошенцева, аранжировщика и музыкального руководителя спектакля, и Михаила Васькова, замечательно сыгравшего «папу». Николай, помимо прочего, музыкант, композитор, продюсер, педагог. Он рассказал о своих воспитанниках, молодых артистах Театра Вахтангова, участниках этого спектакля. Вечер воспоминаний о Гурченко продолжился: «Мне посчастливилось работать с Людмилой Марковной в музыкальном клубе. Я должен был аккомпанировать, волновался, сыграл «не в той» тональности. Чтобы не петь, она станцевала в этой части степ, ничуть не укорив меня». Последовал нежный спич Аллы Коженковой. «Признаюсь, боялась идти на этот спектакль. Я с Люсей много работала, дружила и у нас с ней были какие-то тонкие психологические вещи, которые, мне казалось, невозможно передать в спектакле. И я подумала: несчастная Гришаева будет изображать Люсю. Оказалось все замечательно. Здесь не шла речь об изображении, получился спектакль о любви. И мы увидели Гурченко, все в зале почувствовали ее». А архитектора, академика Александра Кудрявцева спектакль убедил в том, что «в России надо жить долго, чтобы своими глазами смотреть, как исправляется история, которая следует за жизнью. А жизнь может ошибаться». Оказалось фильм «Карнавальная ночь», выйдя через три года после смерти Сталина, был откровением для современников, ровесников Гурченко. Он давал понять, что можно жить и так – весело, красиво, искренне, смеяться над дураками. «Мы пытались найти новых героев, которые были бы веселые, искренние, понятные нам. И, самое главное, отважные. Вы, Нонна Валентиновна, взявшись за эту роль, показали – вы отважный человек. А нам было приятно видеть, как в одном спектакле сплелось два таланта». Гостья Нелли Закировой, Наталья Богачева так оценила увиденное: «Спектакль уникальный. И это не комплементарное мнение. Нонна Гришаева – абсолютно гениальная актриса. Для российской театральной среды редкость: такое умение держать паузу, захватывать внимание аудитории. Все это она показала. Я бы еще отметила работу того, кто занимался хореографией в спектакле. Это очень важно. Ведь порой движением можно дать больше информации, чем сказать словами. Самое главное – остается ощущение радости от того, что происходило на сцене». Много в тот вечер соклубники говорили о Гурченко. О том, как сложно браться за такие, по сути, моноспектакли, если ты не проникся – не ролью, нет, не ролью, личностью героини. А у Гришаевой с Гурченко есть «жизненные параллели». Обе с Украины, с детства впитали в себя колорит смешанной интернациональной культуры, особенности речи и музыкальных напевов. Забавным получился рассказ актрисы о первом знакомстве с Людмилой Гурченко. В Одессе снимали фильм «Любимая женщина механика Гаврилова». И на творческом вечере пятилетняя Гришаева на вопрос Гурченко «есть ли вопросы» подняла руку: «Тетя, а вы петь будите?». Рассказала она и о филиале ТЮЗа, «Театре Роста» в Царицино, в котором не только служит художественным руководителем вот уже десятый год, но и играет. В числе прочих, роли, которые в свое время в театре и кино исполняла Гурченко. И поет как Гурченко. Совсем, похоже, не в качестве дежурной реакции Нонна произнесла: «За что мы, артисты, любим театр? За обмен энергиями, когда мы зрителям отдаем, а на поклонах получаем ее обратно. Сегодня этот «обмен» состоялся, мы это чувствовали». Как-то в процессе клубно-театрального party оказалось, что Гришаева – человек-то очень даже клубный. Вячеславу Печникову, давно знавшему актрису, захотелось рекомендовать ее стать членом клуба. Его поддержали. А Олег Матвеев, преподнося букет Гришаевой, предупредил, что быть в клубе – это тяжелая душевная работа. «Именно это я 28 лет назад произнес и Людмиле Гурченко, приветствуя ее в клубе». Так что, как выразилась бы главная героиня этого вечера: «х‑х‑ха!» Текст: Виктория Чеботарева Фото: Артем Друзь |