ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








10.XI.22
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
Знаменитые обитатели Брюсова переулка    «Дамский салон» существует по принципу не только приятного общения, встреч с интересными людьми. Его участницы постоянно узнают что-то новое, малоизвестное, интересное. В числе таких малознакомых мест – Музей-квартира Николая Голованова, человека, который в течении 20 лет был главным дирижером оркестров Большого театра и Радиокомитета, ставшим впоследствие оркестром Всесоюзного радио и телевидения. Человек, который в истории Большого театра сыграл выдающуюся роль. Известен Голованов и как лучший аккомпаниатор звезды Большого театра, Антонины Неждановой. Муж певицы, как никто другой, ее понимал, слышал, музыкально обрамлял ее пение.
   Музей-квартира Голованова – филиал Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, наряду с музями-квартирами Сергея Прокофьева, Александра Гольденвейзера и Домом-музем Федора Шаляпина, который некоторое время назад посетили участницы клубного «Дамского салона».
   Перед тем, как пойти в музей, Анжелика Матвеева предложила дамам прогуляться по знаменитому Брюсову переулку, названному в честь одного из сподвижников Петра I. Переулок был и Брюсовским, и, в 1962-1993 годах, улицей Неждановой. По количеству «на квадратный метр» выдающихся талантливых, гениальных творцов в области музыки, театра и изобразительного искусства переулок уникальный. Об этом свидетельствуют многочисленные памятные доски на фасадах домов. И не просто домов, исторических, с именами! Тут был построен по проекту Ивана Рерберга первый кооперативный дом «Дом артиста», в нем жили Иван Берсенев, Софья Гиацинтова, Анатолий Кторов, балерина Марина Семенова, сам архитектор Рерберг, с 1928 по 1939 год, театральный экспериментатор, Народный артист РСФСР Всеволод Мейерхольд со своей женой и музой, актрисой Зинаидой Райх. Как известно, режиссер был арестован, убит, а вскоре в этом доме случилась страшная трагедия – убита Зинаида Райх. Версий было много, скорее, склоняются расследовавшие убийство, оно имело политический мотив. Райх была дама дерзкая и не скрывала, что вождь не разбирается в искусстве.
   Рядом большой комплекс из двух домов, построенный в 50-е годы. Исаак Дунаевский и Тихон Хренников обратились к Сталину с просьбой разрешить построить дом для коллег. Так появились «Дом композиторов» и «Педагог Московской консерватории». Комплекс именовали «домом ста роялей». Замечательные люди там жили: Сергей Колмановский, Арам Хачатурян, Аркадий Островский, Арно Бабаджанян,  Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской.
   Дети музыкантов гуляли в небольшом дворе. Намоленное место в 100 метрах от московской консерватории. Другой знаменитый сосед, «Дом артистов МХАТ», построенный в 1928 году по проекту Алексея Щусева в стиле конструктивизм. Там в разные годы жил цвет МХАТа – Василий Качалов, Иван Москвин, Екатерина Гельцер, Марис Лиепа. В доме была и квартира-мастерская самого Щусева.
   Переулок всего-то 300 метров, но хранит необыкновенное количество историй, судеб. Удивителен храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке – даже в годы разгула атеизма церковь не закрывали. Считается потому, что в советские времена ее посещали многие известные музыканты, театральные деятели. До сих пор студенты и артисты считают храм «местом силы» и приходят сюда перед спектаклями.
   Тут же – «Дом артистов Большого театра». Николай Голованов был инициатором его строительства. Дом – характерный пример постконструктивистских поисков академика Щусева середины 30-х годов. Жил здесь весь цвет вокального искусства Москвы: Антонина Нежданова, Надежда Обухова, Иван Козловский, Мария Максакова и др. Дирижер возглавлял жилищный кооператив в доме на протяжении всей своей жизни, до 1953 года. Уникальный дом – ни одной квартиры по стандарту, строили по желанию владельцев, поэтому везде разная планировка. Но обязательно дорогая лепнина на потолках, дубовый паркет. И, конечно, специальная звукоизоляция. Как отметили дамы: входишь в подъезд и погружаешься в особую московскую жизнь. Не дореволюционную, не историческую, а жизнь особых творческих людей середины прошлого века.
   Интересно складывалась судьба Николая Голованова. От природы он обладал особыми музыкальными способностями, отличным слухом и прекрасным голосом. Княгиня Елизавета Федоровна пригласила талантливого выпускника Синодального училища в основанную ею Марфо-Мариинскую обитель милосердия – руководить хором. На склоне лет он вспоминал: «Училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». Экскурсовод музея рассказала о жизни Николая Семеновича, жизни сложной, неоднозначной. Его не раз увольняли из Большого театра. И восстанавливали. В Большом поставил все оперы Римского-Корсакова, возглавлял симфонический оркестр Московской филармонии, оставил после себя большое количество прекрасных музыкальных записей. В 1929 году создал «Оперный радиотеатр»: спектакли записывали в Колонном зале, с полноценным оркестром, с лучшими солистами. «Главный дирижер Советского Союза» был обласкан властью, награжден множеством самых высоких наград.
   Чем интересна квартира Голованова? Тем, что помимо основной деятельности он был замечательным коллекционером, обожал стиль ампир, антикварную мебель. Какое впечатление производит один только кресло-трон в стиле ампир из карельской березы, украшенное по просьбе хозяина бронзовыми деталями! Он коллекционировал старинные иконы, графику, книги, партитуры, археологические древности и, с особой страстью, живопись, скульптуру. Не просто предметы искусства старался приобретать, а не очень характерные для того или иного автора вещи. В его собрании работы Ивана Айвазовского, Василия Верещагина, Николая Дубовского, Константина Юона, Михаила Врубеля, скульптуры Павла Трубецкого и др. Что-то утрачено после ухода Голованова: у него не было наследников. Что-то находится в Третьяковской галерее, часть работ – в квартире-музее. С середины 1910-х годов музыкант собрал около тысячи экспонатов.
   Есть в собрании музея уникальная икона XVII века – святитель Николай Чудотворец. Дирижер был человеком глубоко верующим. Даже в годы религиозных гонений дирижер не скрывал иконы и не снимал со стен.
   В завершение визита дамы услышали замечательный голос Антонины Неждановой – украинскую песню, аккомпанировал, конечно, Николай Голованов. Подарив экскурсоводу цветы, дамы вышли, прошлись по чудесно освещенной Большой Никитской, заглянули в ресторанчик.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участниц встречи


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Необычный, мне кажется, получился «Дамский салон». Важно в этой истории то, что мы собрались в центре Москвы, прогулялись, посмотрели на эти дома, окунулись в историю великих творческих личностей прошлого века. А затем обсудили все увиденное, прочувствованное в ресторанчике на Большой Никитской. Мы говорили об искусстве, о том, что подобные встречи очень полезны с точки зрения познавания, ощущения культуры, причем, и культуры сегодняшней. О том, что в этом сезоне участниц «Дамского салона» ждут два красивых музыкальных события. В декабре в «Зарядье» концерт Денис Мацуева с симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова. А в следующем году, посвященном 150-летию Сергея Рахманинова, мы идем в феврале в Дом музыки слушать его романсы».
Виктория ГАЛКИНА
Виктория ГАЛКИНА:
«Благодаря таким людям, как музейные работники, которые так трепетно относятся к сохранению памяти об исторических личностях, того что их окружало, нам удается не просто узнать, как жили эти люди, но и понять, хотя бы отчасти, их самих. Мы с «Дамским салоном» были в квартирах-музеях Галины Улановой, Святослава Рихтера. Это аскеты, полная аскеза, абсолютная увлеченность своим делом, никаких излишеств. Николай Голованов – не аскетичный человек, поражает потрясающая, собранная им коллекция живописи, антикварной мебели, скульптур. Он создал себе атмосферу дореволюционной России, что, по всей видимости, и помогало в течение всей творческой жизни лучше понимать, а затем преподносить слушателям любимую им классическую музыку. Ведь он был мастером исторических произведений. Вот такой мне представилась личность великого музыканта, композитора».
Нелли ЗАКИРОВА-ГАРАНЯН
Нелли ЗАКИРОВА-ГАРАНЯН:
«Квартира Николая Голованова очень много нам рассказала и о нем самом, о его любви к Антонине Неждановой. Его квартира – музей искусств. Оригиналы картин, очень красивая, инкрустированная мебель, необычные светильники, ноты, фотографии, и сама обстановка – все с большим вкусом, в стиле того времени, естественно. Стиль не совсем советский, буржуазный, богатый, помпезный и даже странно, что советский дирижер мог себе все это позволить. Ну а кроме того перед посещением квартиры Голованова мы прошлись по Брюсову переулку и Анжелика провела прекрасную экскурсию, рассказала какие великие люди там жили, кто заселял дома, что где было создано. Незабываемый вечер. Спасибо большое Английскому клубу».