Запомните меня такой… Большая редкость – получился умный мюзикл. Замечательный оммаж великой Гурченко. Веселый и грустный – как сама жизнь актрисы, эстрадной певицы и писателя, автора автобиографических книг: «Мое взрослое детство, «Аплодисменты» и «Люся, стоп!». По предельно откровенным, эмоциональным и драматичным этим произведениям и поставлен спектакль «Люся. Признание в любви». Оригинальная музыка и знаменитые шлягеры в исполнении живого оркестра, искусная хореография.
Не покидало двойственное ощущение. Нонна Гришаева искренне и талантливо признается в любви к удивительной и удивительно самобытной актрисе. И вдруг «проглядывает» сама Людмила Гурченко, и именно она, без жалости к себе, рассказывает, как складывалась ее личная и творческая судьба, каким непростым был ее путь к славе… Какая самоирония звучит: «И я становилась закалённее. Мой панцирь твердел. Я была уже опять готова к бою».
Признание в любви. Прежде всего – к папе, которого Людмила Гурченко считала самым главным человеком в своей жизни. «Сильным и слабым, веселым и трагичным, умным от природы, и почти совсем неграмотным в сегодняшнем понимании слова «образование». Марк Гаврилович Гурченко, профессиональный музыкант, играл на баяне, пел. Очень любил дочь. А как хотел, чтобы она была успешной: «Давай, дочурка, уперед, дуй свое. Риск – благароднае дела».
Благодаря таким напутствиям ей удалось выжить в оккупированном Харькове. И это уже история маленькой девочки в большой войне – ребенком вынуждена была петь и танцевать перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. «Домой я принесла полную, до краев, кастрюльку…». И со сцены в очередной раз звучит хорошо всем знакомое фирменное победоносное «х‑х‑ха!» Люси Гурченко.
Любовь номер два – к музыке, к кино, к профессии. А какая же еще любовь? Успех «Карнавальной ночи» принесшей актрисе широкую известность. После чего она долгое время не получала заметных ролей в кино. Но выступала и постепенно приходила к убеждению, что петь нужно только о том, что у тебя болит или что тебя очень радует.
Трогательно прозвучало признание великой актрисы, что мать из нее была никакая. Она мечтала о сцене, съемках в кино, об аплодисментах. Все было подчинено работе… Яркая, насыщенная жизнь. «Любовь у меня одна, только объекты меняются!»
Идея этой постановки родилась на концертах-квартирниках в Музее-мастерской Людмилы Гурченко в Трехпрудном переулке. Алла Зохина, композитор, поэт, сценарист, написала слова и музыку к авторской программе. Со временем антрепризная постановка, благодаря режиссеру-постановщику Александру Нестерову и художнику-постановщику Максиму Обрезкову превратилась в репертуарный спектакль Театра имени Вахтангова. А Нонна Гришаева доказала, что она, так же, как и Людмила Гурченко, может практически все.
На встрече с артистами и директором Вахтанговского театра Кириллом Кроком Анжелика Матвеева обнаружила любопытный факт: за 28 лет был лишь один год, когда клуб не появился в Театре Вахтангова. Во время пандемии.
«Это абсолютно наш дом, куда мы приходим ежегодно и всегда – в ожидании очередной встречи. Сегодня встреча необычная. Мы хотели посмотреть спектакль, познакомиться с Нонной Гришаевой. Но есть и еще одна причина – Люся Гурченко 14 лет была членом Английского клуба. Воссоздавая его в 1996 году, мы решили сломать историческую традицию и с первого же дня принимать в клуб женщин. Первыми были известные дамы – тренер Елена Чайковская и актриса Людмила Гурченко. Вскоре вступила в клуб и выдающийся театральный художник Алла Коженкова».
Нонна Гришаева представила Николая Чермошенцева, аранжировщика и музыкального руководителя спектакля, и Михаила Васькова, замечательно сыгравшего «папу». Николай, помимо прочего, музыкант, композитор, продюсер, педагог. Он рассказал о своих воспитанниках, молодых артистах Театра Вахтангова, участниках этого спектакля. Вечер воспоминаний о Гурченко продолжился: «Мне посчастливилось работать с Людмилой Марковной в музыкальном клубе. Я должен был аккомпанировать, волновался, сыграл «не в той» тональности. Чтобы не петь, она станцевала в этой части степ, ничуть не укорив меня».
Последовал нежный спич Аллы Коженковой. «Признаюсь, боялась идти на этот спектакль. Я с Люсей много работала, дружила и у нас с ней были какие-то тонкие психологические вещи, которые, мне казалось, невозможно передать в спектакле. И я подумала: несчастная Гришаева будет изображать Люсю. Оказалось все замечательно. Здесь не шла речь об изображении, получился спектакль о любви. И мы увидели Гурченко, все в зале почувствовали ее».
А архитектора, академика Александра Кудрявцева спектакль убедил в том, что «в России надо жить долго, чтобы своими глазами смотреть, как исправляется история, которая следует за жизнью. А жизнь может ошибаться». Оказалось фильм «Карнавальная ночь», выйдя через три года после смерти Сталина, был откровением для современников, ровесников Гурченко. Он давал понять, что можно жить и так – весело, красиво, искренне, смеяться над дураками.
«Мы пытались найти новых героев, которые были бы веселые, искренние, понятные нам. И, самое главное, отважные. Вы, Нонна Валентиновна, взявшись за эту роль, показали – вы отважный человек. А нам было приятно видеть, как в одном спектакле сплелось два таланта».
Гостья Нелли Закировой, Наталья Богачева так оценила увиденное: «Спектакль уникальный. И это не комплементарное мнение. Нонна Гришаева – абсолютно гениальная актриса. Для российской театральной среды редкость: такое умение держать паузу, захватывать внимание аудитории. Все это она показала. Я бы еще отметила работу того, кто занимался хореографией в спектакле. Это очень важно. Ведь порой движением можно дать больше информации, чем сказать словами. Самое главное – остается ощущение радости от того, что происходило на сцене».
Много в тот вечер соклубники говорили о Гурченко. О том, как сложно браться за такие, по сути, моноспектакли, если ты не проникся – не ролью, нет, не ролью, личностью героини. А у Гришаевой с Гурченко есть «жизненные параллели». Обе с Украины, с детства впитали в себя колорит смешанной интернациональной культуры, особенности речи и музыкальных напевов. Забавным получился рассказ актрисы о первом знакомстве с Людмилой Гурченко. В Одессе снимали фильм «Любимая женщина механика Гаврилова». И на творческом вечере пятилетняя Гришаева на вопрос Гурченко «есть ли вопросы» подняла руку: «Тетя, а вы петь будите?».
Рассказала она и о филиале ТЮЗа, «Театре Роста» в Царицино, в котором не только служит художественным руководителем вот уже десятый год, но и играет. В числе прочих, роли, которые в свое время в театре и кино исполняла Гурченко. И поет как Гурченко.
Совсем, похоже, не в качестве дежурной реакции Нонна произнесла: «За что мы, артисты, любим театр? За обмен энергиями, когда мы зрителям отдаем, а на поклонах получаем ее обратно. Сегодня этот «обмен» состоялся, мы это чувствовали».
Как-то в процессе клубно-театрального party оказалось, что Гришаева – человек-то очень даже клубный. Вячеславу Печникову, давно знавшему актрису, захотелось рекомендовать ее стать членом клуба. Его поддержали. А Олег Матвеев, преподнося букет Гришаевой, предупредил, что быть в клубе – это тяжелая душевная работа. «Именно это я 28 лет назад произнес и Людмиле Гурченко, приветствуя ее в клубе».
Так что, как выразилась бы главная героиня этого вечера: «х‑х‑ха!»
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Елена РАБЕ:
«Мне очень понравился спектакль. Я тоже, как и многие сегодня, поначалу переживала, поскольку ходила на выступления Людмилы Марковны, видела ее на разных мероприятиях, читала ее книги. Для меня она – и Грета Гарбо, и Вивьен Ли, и Барбара Стрейзанд – в одном лице. Я понимала, насколько она – «мой человек». Успех, легкость, самоирония, умение «над жизнью парить» – это достается непросто. Она очень верила в свою мечту и потому многого добилась. Поэтому я переживала, очень боялась, что будет пародия. Но Нонна, действительно, уникальная актриса, с большой буквы. Так тоненько в некоторых местах прошла. Доводя зрителя до слез, до мурашек. Вот это – актерское дарование».
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Хочу поблагодарить Гришаеву за нахлынувшие воспоминания, впечатления. Несмотря на то, что представленное вами не совсем совпадало с ее образом, но даже это расхождение было для меня стимулом вспомнить: какой она была на наших клубных встречах. «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!». Взвалить на себя ношу показать удивительного, уникального человека! Вы сами для себя и для нас, зрителей очень высоко подняли планку».
Людмила ПАВЛОВИЧ:
«Гениально. Я иногда даже пугалась – ну вот живая Люся на сцене. Мы с ней долго дружили, как-то удивительно понимали друг друга с полуслова. Нонна Гришаева – гениальная актриса, она не просто не разочаровала, она поразила меня, я ожидала чего-то подобного, но реальность превзошла мои ожидания. Она даже уловила тембр, интонации голоса, поворот плеча, неуловимые, свойственные Люсе, движения. Браво!».
Елена ЗВЕЗДИНА:
«Рада была сегодня увидеть клубных друзей. А то, что было на сцене, позволило вернуться в прошлое. Она «вспоминала» членов клуба – Шуру Ширвиндта, Эльдара Рязанова. Возникло ощущение, что все они сегодня с нами. Вот такой экскурс в прошлое и одновременно наслаждение настоящим. Восторг, что тут скажешь».
Нелли ЗАКИРОВА-ГАРАНЯН:
«Нонна – особенный человек: никакой фанаберии, высокомерия. Профессионализм, серьезное отношение к делу. И просто красивая женщина».
Настя КУДРЯВЦЕВА:
«Я получила большое удовольствие от спектакля и, думаю, не пошла бы на него второй раз, потому что очень дорожу первой эмоциональной вспышкой от увиденного, считаю, что это тот максимум, который мне нужен. И конечно, для меня было очень важно рассмотреть костюмы, наряды, играющие, на мой взгляд, существенную роль в этом спектакле».