Яркий андеграунд Даже ничего не зная об авторах этих работ можно просто ходить по музею и получать огромное эстетическое наслаждение. Не вдаваясь в сложные искусствоведческие рассуждения о современном, несовременном искусстве, о классике. Во-первых, потому что восприятие каждого индивидуально, субъективно. И зачастую даже зависит не только от художника, а еще от настроения, готовности души человека узреть, прочувствовать, степени насмотренности. Во-вторых, и история искусства настойчиво подтверждает это: не принимаемые сегодня обществом или его активными деятелями произведения искусства почему-то со временем становятся классикой. Как, почему? Необъяснимо. Другое дело, кому повезет и Время подарит ему этот высокий статус…
В Музее AZ нужно ходить, отключив рациональный подход. Смотреть и наслаждаться, пытаясь осмыслить свои впечатления. А когда помочь этому помогает профессионал, духовное и эстетическое обогащение проходит легко. На этот раз по музею клубную группу ценителей искусства провела, рассказала о выставке, ее героях Ольга Богомолова, один из лучших экскурсоводов музея. Она научный сотрудник, редактор, и, как ее здесь называют, один из ключевых игроков в команде Музея AZ. Человек, поражающий эрудицией, вкусом и, помимо прочего, великолепным знанием театра, литературы и музыки.
Два героя выставки – художники Анатолий Зверев и Евгений Михнов-Войтенко – яркие представители неофициальной культурной жизни двух столиц, Москвы и Ленинграда 60-х годов. В экспозицию включены ранние работы Анатолия Зверева и наследие его ленинградского коллеги Евгения Михнова-Войтенко, его важнейшие работы, многие из которых никогда не демонстрировались в Москве. В целом – более 100 произведений из коллекции Музея AZ, Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний Москвы и Петербурга.
Экспозиция выстроена как диалог художников. Один – ленинградский интеллектуал, учился в театральном институте у Николая Акимова, театрального режиссера и художника, носителя авангардного мировоззрения. Анатолий Зверев получил образование в училище памяти 1905 года. Михнов-Войтенко жил в комнате, в окружении своих картин, неохотно продавал работы, и даже любимые выкупал обратно. Зверев был человеком неприкаянным, останавливался пожить у знакомых и вообще где придется. Его «экспрессионизмы», благодаря Георгию Костаки, запросто приобретали дипломаты. Так графика художника попала в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. Один экспериментировал с абстракцией. Другой – мастер «стремительных портретов» и вроде бы сам Пикассо отзывался о Звереве как о великом русском рисовальщике.
Разные художники. Но при этом так много удивительных совпадений в биографии, в обстоятельствах жизни, в творчестве. Даже свои автопортреты они написали в один год. Изгои официальной культуры, в1956-1960-е годы они оба сформировали свой художественный язык, продолжая затем развивать его в дальнейшем, предлагая новую систему художественных образов. Михнов – в абстракции. Зверев – как авангардист и график, экспериментировавший на грани фигуратива и экспрессии.
Специально для выставки в Музее АZ снят фильм о Евгении Михнове-Войтенко. Там звучит живой голос художника с магнитофонной ленты, даны воспоминания друзей, родных, писателей, художников, поэтов, искусствоведов, бывавших у него в комнате на Рубинштейна.
В поиски своего Я в искусстве авторы шли разными путями. Объединяла их идея свободного творчества и мощь художественного высказывания. Обоим и в голову не приходило изображать мир реальный. Их привлекала нерегламентированность мира художественного. Неизвестно, видели ли они друг друга, были ли знакомы. Но даже если это и не произошло, то теперь они встретились – в пространстве выставки в Музее AZ. И ведут диалог сквозь пространство и время.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Олег МАТВЕЕВ:
«Клуб посещает этот Музей уже не первый раз, но я в нем впервые. Я приятно удивлен тем, как хорошо он устроен, впрочем, как и другие частные музеи в Москве. Очень жаль, что судьба их основателей не всегда столь прекрасна и они по достоинству оценены государством и обществом. В Музее АZ прекрасная экспозиция, чувствуется профессиональная дизайнерская рука. Творческий, молодой коллектив, концепция выставки небанальная. Хочу искренне поблагодарить основателя Музея Наталью Опалеву и нашего сегодняшнего блестящего экскурсовода Ольгу Богомолову. С нетерпением ждем новых проектов Музея AZ. Клуб будет сюда возвращаться».
Маша БАРДИНА:
«Зверева, конечно, я знаю, знакома хорошо с его творчеством. А Михнов-Войтенко стал для меня открытием. Очень приятным открытием. Затворник – и такая свобода, такая экспрессия. Выставка интересная, такие любопытные параллели становления двух художников, их развития. И как они умудрились в эпоху соцреализма уйти в совсем другую художественную реальность, совершенно по-другому существовать, искать какие-то другие формы. А какая свобода этих поисков… Было очень интересно. Мне понравилось. У нас был прекрасный гид – Олечка Богомолова, хочу ей отдельное спасибо сказать. И, конечно, – благодарность Английскому клубу за такую замечательную экскурсию».
Мария МИЧЕ:
«Приятной компанией мы побывали на экскурсии по выставке «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность» в Музее AZ. Очень повезло – нашим проводником стала Ольга Богомолова. Она рассказала множество интереснейших подробностей и фактов из жизни Зверева и Михнова-Войтенко. Мы узнали о схожести судеб художников. О том, как были близки и как разнились их творческие пути и взгляды. О картинах, созданных в стесненных бытовых условиях, о едва не сгоревших, но чудом уцелевших работах Зверева, о поисках и находках… Открытием для меня стали представленные на выставке работы Евгения Михнова-Войтенко из цикла «Не встреча».