ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








17.V.24
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
«Идите своим собственным путем»    В отсутствие возможности привлекать посетителей невиданными зарубежными произведениями, музеи создают проекты с яркой уникальной концепцией. «Новый Иерусалим» решил отметить 180-летие Ильи Репина также по-особенному. Казалось бы, кто не знает работ великого автора, одного из ключевых, системообразующих фигур русского искусства, по значению соизмеримого со Львом Толстым? Цель этой непростой затеи – не только показать нехрестоматийного Репина, но и Репина уникального наставника, Мастера. Того, что взрастил целую плеяду прославленных художников, ставших гордостью русской живописной школы.
   В их числе Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Исаак Бродский, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева и многие другие. Любопытно, что здесь собрали неизвестные творения его учеников, хранящиеся в запасниках 20 российских музеев, включая Третьяковскую галерею, ГМИИ им. Пушкина, Русский музей, Музей русского импрессионизма, Ярославский художественный музей, Новгородский музей-заповедник… и из четырех частных коллекций.
   В основе концепции «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» три ключевых принципа, проповедуемых Репиным: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем». Они и дали названия разделам экспозиции, по которой, стараясь не упустить ничего интересного, провела клубную группу экскурсовод Татьяна Кудряшова.
   Трудно найти художника более разнопланового – историческая живопись, портрет, пейзаж, под влиянием импрессионистов Репин овладел приемами пленэрной живописи. Ему было подвластно все многообразие жанров и художественных техник: живописец, прекрасный график. Его отличала долголетняя и непрерывная активность, внимание ко всем сторонам современной жизни, «быстрая» кисть, фиксирующая события. Преподавать в Академии художеств Репин начал в 1894 году, вскоре после существенной реформы. Учащиеся уже могли выбирать не направление, в котором хотели совершенствоваться, а конкретного мастера. Мастерская Ильи Репина оказалась так популярна, что в ней не было свободных мест, и желающим даже приходилось отказывать. Репин восторженно относился к успехам своих учеников, с гордостью показывал их работы, ценил талант и самобытность подопечных, не пытался «переделать» их под себя, позволял каждому развиваться в собственном направлении.
   Валентина Серова художник знал еще ребенком и даже взял в свою семью. Они любили работать одновременно, оставив после себя несколько «одинаковых» картин. Об одной из таких рассказала Татьяна Петровна. Репин писал портрет генеральской дочки Софьи Драгомировой, в мастерскую заглянул Серов и с позволения мастера тоже принялся за работу. Картины обоих художников повесили рядом в доме генерала. Мастер через некоторое время слегка дорисовал портрет Софьи, неоконченный Серовым. Ученик возмутился, написал учителю резкое письмо, что на некоторое время омрачило их отношения. Кстати, Репинский портрет Драгомировой находится в Русском музее, а произведение Серова в казанском.
   Трудно представить, что бывший иконописец Афонского монастыря, тяготеющий к реалистической живописи, Филипп Малявин станет таким смелым новатором. Совет Академии раскритиковал его яркую работу «Бабы» (она тоже есть на этой выставке) за несоответствие канонам. Из-за закрытых дверей совета доносились крики Репина: «Вы – душители таланта! Ретрограды!».
   Училась у Репина Зинаида Серебрякова. Елена Киселева, перейдя в его класс, была любимой ученицей мастера. Окончив курс, стала первой и единственной женщиной-художницей, получившей право на пенсионерскую поездку за границу. Представлен на выставке и замечательный Николай Фешин, ученик Ильи Репина, потом он прославился как русско-американский художник, портретист, любивший оставлять композицию намеренно неоконченной.
   Чем объясняется такое разнообразие учеников Репина? Его внутренней свободой, любопытством, уважением ко всему талантливому и самобытному. Удивительно, но Илья Ефимович не считал себя преподавателем, поскольку не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка: «Ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру».
   Репин писал и акварелью, и тушью, но на первом месте у него были масляные краски. Кистями работал практически вслепую, стараясь не отрывать взгляда от сидящего перед ним человека. Художнику было около 50, когда у него возникли проблемы с правой рукой, он поневоле стал левшой. Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, по его заказу сделали доску, которая крепилась на шее с помощью ремней, и он продолжал писать. Его изобретение – коллективная работа над большими полотнами. Например, с привлечением учеников, было выполнено многометровое полотно «Заседания Государственного совета», где более 60 персонажей. Утверждают, что Репин никогда не впадал в уныние. Одна из последних значительных по экспрессии, и по размеру тоже, работ художника – «Гопак». Танцующие казаки веселятся, смело прыгают через костер… Ярко, красочно, жизнелюбиво!
   По окончании экскурсии все двинулись на дружеский ужин в чудесный дом Ольги Ревякиной и Евгения Мулюкова в поселок «Мастера искусств», на историческую дачу Дунаевских. Это уже стало замечательной клубной традицией. За столом, достойным кисти самого Мастера, весело импровизировали по поводу непростой истории дачи Исаака и Максима Дунаевских, много говорили о выставке, о том, каким удивительным образом возник музей «Новый Иерусалим»…
   И здесь также находились и некие современные параллели. Главное во всяком деле – хорошо продуманная концепция, идея, порыв. Так, приступая к уникальному, сложнейшему восстановлению дачи Дунаевских, Ольга двигалась к основной цели: сохранив дух «тех», 50-х годов, сделать его по-особому уютным, удобным, радующим гостей. Концептуальными в тот день были даже десерты Елены Друзь: миниатюрные финансье, не просто бисквитный, а шпинатный торт. Хотелось всех удивить, порадовать – удалось.
   Какой-то в целом радостный получился день. А, как известно, чтобы познать радость в полной мере, ее обязательно нужно разделить с другими.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Вячеслав ПЕЧНИКОВ
Вячеслав ПЕЧНИКОВ:
«Замечательная выставка. Ты приходишь и видишь, что это даже не «Бурлаки на Волге» и не «Иван Грозный…», а вся жизнь художника. Вот он начинает свой творческий путь, вот он со своими учениками. Это, конечно, совсем другой взгляд на то, что, казалось, давно известно. И этот взгляд дает удивительное впечатление, потому что это ново, это открывает нам совсем другого Репина. Тем более это интересно, что слушаем, смотрим мы в клубной компании, есть с кем обсудить увиденное».
Сергей КАЛАШНИКОВ
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Мы не первый раз оказываемся в этом историческом месте, на даче Дунаевских, бываем в разных компаниях и каждый раз, ловишь себя на том, что хочется быть лучше. Вот так действует живущая в этом доме душа».
Татьяна ПАЛЬШИНА
Татьяна ПАЛЬШИНА:
«Все выставки музея «Новый Иерусалим» совсем непроходные. Это удивительно, областной музей, комплекс очень симпатичный, с возможностью трансформировать выставочное пространство. Большое спасибо, что Английский клуб сделал традицией посещение такого музея».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Маловато Репина. По количеству картин художник, безусловно, был чемпионом. Здорово, что так много учеников, его друзей, пиршество разных стилей, но полюбоваться большим количеством работ самого мастера не помешало бы. Думаю, даже хорошие репродукции были бы уместны в этой экспозиции, позволили бы лучше прочувствовать всю его титаническую деятельность».
Роберт ЗИНОВЬЕВ
Роберт ЗИНОВЬЕВ:
«Мы сегодня в очередной раз приобщились к высокому искусству, духовно обогатились. Репин – потрясающий художник, но я не знал, что у него такое количество талантливых учеников. А потом с огромным удовольствием побывали в изумительном месте, в доме Исаака Дунаевского, с такой – благодаря стараниям Оли и Жени – великолепной аурой».