Гаранян продолжает собирать полные залы «Мои теоретические изыскания о том, как сделать джаз привлекательным для простых людей, дают свои результаты», – убеждался Георгий Гаранян.
Свидетельство тому – аншлаг в Большом зале консерватории и множество спрашивающих лишний билет, желающих попасть на концерт, посвященный творчеству великого музыканта, композитора, дирижера, аранжировщика. И, что, пожалуй, для него было самым важным, – пропагандиста джазовой музыки. Саксофонист-самоучка он был единственным джазовым музыкантом, имевшим абонемент – три концерта в год – в Большом зале Московской консерватории.
Для кого-то это была встреча с мелодиями своей молодости, кто-то хотел услышать что-то этакое, неожиданное. В целом же получился вечер любви – к джазу, к импровизации, к таланту. К Георгию Гараняну.
Ансамбль «Мелодия», он же Биг-бенд Георгия Гараняна под руководством саксофониста Овагема Султаняна исполнял композиции авторства самого маэстро, в том числе «Листопад», «Птички на окне». Любопытно, что сам автор никогда не играл на концертах свои произведения, скромно полагая, что это должны делать другие музыканты.
Программа была продумала, построена таким образом, чтобы звучали не только джаз и эстрада – Георгий старался популяризировать и классику. Поэтому соседствовали фрагмент из оперы Джузеппе Верди «Трубадур» и попурри из произведений The Beatles. «Виртуозы Москвы», исполнили произведения Гараняна для кино – так когда-то возник и до сих пор действует его проект «Джаз в смокингах». Скрипач Максим Федотов и пианистка Галина Петрова сыграли легендарные композиции Клода Дебюсси. Оперная певица Анастасия Белукова в сопровождении двух оркестров исполнила «Sing-Sing-Sing» Луи Прима. Все смешалось в этом храме музыки! Но, независимо от того, чья звучала мелодия, она была в аранжировке Гараняна, была заряжена его энергетикой. Продемонстрировали мастерство и живая легенда отечественной джазовой музыки Алексей Кузнецов и его «JazzGuitarBandы» – несколько гитаристов, контрабасист и барабанщик.
Овагем Султанян умело подхватил демократичную манеру Гараняна быть руководителем и в то же время частью оркестра, дать «высказаться» каждому исполнителю в соло и выдать свой эффектный «монолог». «Мелодия» всегда славилась тем, что это ансамбль солистов, где каждый музыкант – яркая личность, виртуоз и импровизатор.
Ведущие вечера Нонна Гришаева и Марк Тишман объявляли композиции, просвещали публику, рассказывая интересное о Гараняне, и сами выступали соло, спели вместе с одним из музыкантов.
В финале мероприятия легендарный Caravan Дюка Эллингтона уводил всех в музыкальную вечность… Рукоплескания. Но какая-то несправедливость усматривалась в том, что зал аплодировал, так и не узнав, благодаря кому возник этот многогранный концерт. В клубе в тот вечер жалели, что Нелли не вышла на сцену, не ощутила позитивную энергию зала. Этот пробел сполна был восполнен на клубном фуршете после концерта. Вспоминали, что Георгий был клубным человеком, со многими – дружен. Памятны его концерты, а потом – веселые совместные посиделки, превращавшиеся в оригинальные мини-выступления, в джем-сейшн.
Анжелика открыла камерную клубную встречу словами о том, что эта сцена Консерватории принимала, видела, чувствовала великих музыкантов. И как достойно самые разные исполнители в этот вечер пронесли память о Георгии Гараняне. Поблагодарила тех, кто помог состояться концерту. Прежде всего эмоционального дирижера Овагема Султаняна. Нону Гришаеву – не просто ведущую: у нее особое отношение к Гараняну, как к музыканту, потому что они дружат с Нелли. Приятным открытием для членов клуба, уверена Анжелика, стала оперная певица Анастасия Белукова.
Известный аниматор Гарри Бардин резонно заметил, что после ухода Георгия Нелли имела право на тихую память. «Но она выбрала другой путь. Трудоемкий, нервный, мучительный, потому что джаз – это островок свободы. А сегодня со свободой плохо. И когда музыкант, самый свободный человек, с открытым сердцем импровизирует – выше этого, я думаю, нет ничего. Нелли взялась за это непростое занятие не только в память о Жоре. Она будоражит нашу память. Она заставляет чиновников вставать и действовать, чтобы миссия Георгия не заглохла. Он умер – как говорят про Ленина, а дело его живет». По поводу управления биг-бендом Гарри заметил Овагему: «Оркестр – как часики. Швейцарские».
Нелли беспокоилась, что концерт получился несколько длинноват. И объяснила насыщенность его разными жанрами желанием, чтобы в нем приняли участие как можно больше людей, имевших отношение к Георгию. Как-то, – рассказала она, – к Гараняну обратилась маленькая Настя Белукова, девочке со скрипкой очень хотелось принять участие в конкурсе в Сочи… «Нона Гришаева ведет наши фестивали и поет Жорины песни. На Марка Тишмана Георгий обратил внимание, услышав как-то его в музыкальном проекте «Фабрика звезд». Валерий Гроховский, Алексей Кузнецов – «где только они с Жорой не играли»…
Конечно, эта душевная связь исполнителей с Гараняном чувствовалась. И залу передалось это особое настроение, особое видение мира и состояние души. То, что называется джаз.
Хвалы Нелли продолжил Андрей Нечаев, заявив, что она – абсолютный уникум, ведь она практически посвятила себя Жоре. «Обладая профессией, будучи абсолютной успешной в ней, ты почти отказалась от нее, чтобы стать музой Гараняна. Последние годы жизни Георгия были самыми спокойными, самыми лучшими в его жизни – именно благодаря тебе. То, что ты сейчас делаешь, чертовски трудно, но это замечательно. Ты сохранила музыкантов Георгия, они не разбрелись – за это отдельное огромное спасибо».
Рассуждал о схожести джаза и профессии адвоката, тоже «последнего оплота свободы и демократии», Роберт Зиновьев. Главное общее – это возможность создавать экспромты. «Когда я импровизирую в зале суда, я вспоминаю джаз. Это прекрасная, жизнеутверждающая музыка».
Потом принесли пластинки. Еще одна идея Нелли – записать на винил помимо хитов и неизвестные композиции Гараняна. Так и назвали: «Гаранян известный неизвестный». «Как человек, который занимается академической культурой, я считаю, что Жорина музыка прекрасна, его методики замечательные. И то, что он создал, нужно сохранять и продвигать. Вся его музыка, которую вы сегодня слышали, записана впервые, играется впервые.
Часть нот сохранила и предоставила радиостанция «Орфей», что-то нашлось в его архиве. То есть этих мелодий могло и не быть… Но мы продолжаем дело Георгия, организуем джазовые фестивали «Играем джаз с Гараняном» и «Крошка Джаз».
Его миссия оказалась выполнимой. Гаранян продолжает собирать полные залы. Даже если идет речь о таком «намоленном» месте, как Московская консерватория.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Это не просто концерт, это концерт в цикле подобных выступлений на лучших площадках страны в течение целого года с юбилейной программой «Гараняну – 90». Их организовала супруга Нелли Закирова-Гаранян. Я знаю, это было очень непросто, с трудом, с нервами. Она все это выдержала, все это сделала. Главные – два этих события: сегодняшнее и разножанровое –– шоу в Цирке на Цветном бульваре в день рождения Георгия. Место неслучайное, Гаранян некоторое время был главным дирижером цирка. И организация концерта представляла собой сотворчество с замечательным режиссером Георгием Долмазяном. Им удалось объединить, казалось бы, не объединяемое – цирк и джаз».
Нелли ЗАКИРОВА-ГАРАНЯН:
«Как-то, года через три-пять моей работы с оркестром, я говорю музыкантам: Ну, когда же вы слезете с моей шеи? Они сказали: «Никогда!». Дайте мне заниматься своим делом. «Мы и есть ваше дело», – заявили они».
Овагем СУЛТАНЯН:
«Я работал в оркестре Олега Лундстрема, потом в ансамбле «Мелодия» Гараняна. И мы только сейчас начинаем понимать масштаб личности Георгия Арамовича. А какие гастроли он нам устраивал! С ним все происходило по-особенному, никогда не было, чтобы мы приехали на один день, сыграли и уехали. Он обязательно старался устроить нам отдых, если морской город, нас размещали у пляжа, нас куда-то возили, показывали интересные места».
Татьяна ПЕЧНИКОВА:
«Сегодня был замечательный концерт, в котором прозвучала гениальная музыка. И мне было приятно не только то, что играли, пели музыканты высочайшего уровня, но и то, что с некоторыми из них я работала, общалась. С Анастасией Белуковой – более 10 лет в театре «Новая опера»; выступала с Оркестром народных инструментов, когда им дирижировал Максим Федотов; с Валерием Гроховским, проректором Гнесинки, мы работаем сейчас. Интересно подобрана программа, приятно слышать певцов. Я получила огромное удовольствие. Мне, как разноплановому музыканту, такая программа близка и очень интересна. Замечательно, что Нелли так трепетно сохраняет память о великом музыканте, великом человеке».
Сергей КАЛАШШНИКОВ:
«Я сидел и думал, как же это грандиозно, какая волна памяти Жоры прокатилась. Я получил колоссальное удовольствие. Полное ощущение, что он с нами, что он живой».
Надежда ШКОДА:
«Гараняна я открыла для себя давно, посмотрев кинофильм «Нежданно-негаданно», заинтересовалась, стала обращать внимание на его работы уже не только как композитора, но и как джазмена. Не удалось побывать в цирке в день рождения Георгия Арамовича. Поэтому с нетерпением ждала этот концерт. Получила огромное удовольствие от многообразия жанров, прекрасного «дуэта» Джаз-ансамбля и «Виртуозов». Манера исполнения Марка Фишмана очень нравится, слежу за его творчеством. Замечательное получилось действо в целом. Огромная благодарность Нелли».
Елена ОПОРКОВА:
«Честь и хвала Нелли, которая не только хранит свою персональную память о Георгии, которого мы знали, любили этого великого музыканта, композитора, замечательного человека. Она продолжает его дело и таким образом не дает нам забыть о нем, о его творчестве, как увы, часто бывает с уходим великих людей. В ритме нынешней жизни, к сожалению, это происходит очень быстро. Нелли живет этим и напоминает всем, что Гаранян был не просто талантлив, он обладал «концентрированным» талантом».