ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

18.XI
БИЗНЕС-ЛОЖА
БИЗНЕС-ЛОЖА
Неопределенность зашкаливает     Есть такой жанр у экономистов – предсказывать кризисы.  Для прогнозистов, склонных к апокалипсису, наступила благодатная пора: можно предрекать негативные перемены, так как с большой вероятностью они сбудутся. А если не случатся, никто за это предсказателю не попеняет.
    В то же время СМИ пестрят яркими, оптимистичными заявлениями официальных  представителей и известных экономистов. Что, наверное, правильно.  Население надо успокаивать; было бы странно, если бы власти действовали иначе.
    Между тем, присутствующие на Бизнес-ложе предприниматели обменивались рассказами о негативном влиянии на их бизнес происходящих перемен. Ощущают их в повседневной жизни и не деловые люди. Весьма распространенным сейчас является мнение, что многие деструктивные процессы в хозяйстве и финансах страны спровоцированы событиями на Украине, их последствиями, санкциями и т.д. Поэтому, учитывая экономическую направленность встречи и уровень компетенции участников дискуссии, Олег Матвеев призывал всех не зацикливаться на своих политических пристрастиях.
    Ни для кого не секрет, что   экономическая   ситуация ухудшалась и до украинских событий и санкций. Как выразился Старшина клуба Андрей Нечаев, весь 2013 и 2014 годы прошли под знаком «хроники пикирующей экономики». Когда месяц от месяца наблюдалось зримое падение всех основных показателей, за исключением постоянно растущей инфляции.
    Давая  оценку макроэкономическим тенденциям и прогнозам, Игорь Николаев  подчеркнул главное – высокую неопределенность экономической ситуации, при которой замораживаются инвестиции, так как предпринимателям сложно прогнозировать свои действия. Фактор неопределенности бизнес, судя по опросам, называет в числе важнейших,  сдерживающих его активность в последние годы.  
    С уверенностью можно сказать лишь, что экономика не растет. Сейчас этот показатель стремиться к нулевым темпам,  в следующем году подойдет к отрицательным величинам (для сравнения: официальный прогноз: в следующем году рост ВВП  1,2%, через два года 3%). Государство – приводил примеры профессор, доктор экономических наук – продолжает увеличивать налоговую нагрузку, отчисления в фонд обязательного медицинского страхования и т.д.  Деофшоризация, принципиально правильное действие, но проводящееся несвоевременно, носит негативный характер, так как также означает усиление налогового давления, что категорически противопоказано делать, когда экономика скатывается в кризис.
    Утверждают, что инфляции  в 2014 год – 4,8%, хотя в реальности уже сейчас она составляет уже более 9% и, по оценке ФБК, в 2015 году будет не менее 15%. Ускоряющуюся инфляцию с 2015 года будет стимулировать и резкий рост цены  на бензин (у нас же налоговый маневр, акцизы резко растут). К финалу 2014 года заканчивается замораживание тарифов естественных монополий. Все это увеличивает риски.
    Подробно экономист проанализировал причины падения курса рубля, полагая, что спекулянты – далеко не самые главные виновники этого процесса. Все дело в фундаментальных факторах: слабости экономики, ее высокой зависимости от нефтяных доходов, о чем говорится уже не одно десятилетие. В снижении мировых нефтяных цен, на что влияет успешная реализация сланцевых перспектив в США. Повлияло на стоимость национальной валюты и ограничение отечественных компании в дешевых зарубежных кредитах. Отчасти и то, что бюджет РФ 2014 верстался с расчетом, что доллар будет стоить 37, 7 рубля, а цена на нефть 100 долл...
    Очевидно, что геополитический фактор, санкции и антисанкции в ближайшее время не исчезнут. Следуя из всего этого, вынес вердикт Николаев – в среднесрочной перспективе Россию ждет ухудшение по всем показателям. Что такое должно произойти, вопрошал Николаев, что может стимулировать рост?
    Власти оказались заложниками прежних неверных решений, они не могут не повышать налоги, поскольку взяли завышенные бюджетные обязательства.
    Формально ситуация с бюджетом может оказаться лучше, чем могла быть, предположил Андрей Нечаев, поскольку девальвация компенсирует падение цен на нефть и увеличивает доходы бюджета. Но при этом растет инфляция. Таким образом, компенсация произойдет за счет бюджетников и пенсионеров и т.д., что означает неизбежное снижение их доходов, а следовательно, ухудшение уровня жизни.
    Многие макроэкономические процессы связаны с состоянием социальной  сферы, общества, с настроениями людей. Возникает вопрос – насколько нынешнее положение может поколебать неписанный консенсус, сложившийся в нулевые годы между властью и обществом. Он подразумевает, что власть обеспечивает устойчивый, растущий уровень жизни, а общество «закрывает глаза на коррупцию, ограничение демократических свобод  и т.д.»
    Другой эксперт, Евгений Гонтмахер согласился – соцобязательства во время кризиса – вещь очень уязвимая. Понятно, что Президент  и Правительство приложат все усилия, чтобы их в той или иной степени выполнить. Резервы на это еще есть. Другое дело, каким образом осуществляется эта поддержка. Например, увеличение зарплат бюджетников, сотрудников школ и медучреждений в процессе оптимизации систем образования и медобслуживания ценой значительных сокращений, выглядит по меньшей мере странной мерой.
    Присоединение Крыма подняло тонус в обществе, призывы «Россия встает с колен» пока работают. Но когда инфляция увеличит стоимость потребительской корзины на двузначную величину, вряд ли это можно будет трактовать как духоподъемный процесс. Особенно беспокоится Гонтмахер за регионы. И дело не только в том, что политика может задавить экономику, а в  плохом рынке труда,  депрофессионализации. Даже если инвестиции придут – работать некому. Многие «махнули рукой» на себя и на свое будущее.
    «Пока ситуация не фатальная, до точки невозврата мы еще не дошли. Хотя до 2018 года политика будет превалировать над экономикой, – убежденно заявил Гонтмахер».
    Как бы ни были насыщены выступления экспертов,  вопросы и личные впечатления членов Клуба и гостей, как правило, делают разговор интереснее и разнообразнее. Оживило беседу предложение предъявить претензии к самим себе. И перестать нашим производителям  объяснять свою апатию утверждением  «импортеры задавили».
    Нельзя не согласиться с призывом «начни с себя». Но что делать с печальной действительностью: когда к владельцу честно организованного бизнеса приходит чиновник со словами: «надо делиться»... Так они понимают «начни с себя».
    Участники встречи говорили и об очень высокой стоимости денежных ресурсов, что усложняет возможность конкурировать с зарубежными производителями. Многих интересовала судьба доллара. Возможность экономики Китая опередить американскую. В контексте внешнеэкономических связей России с Китаем, - крупнейшим импортером нефти, возник вопрос о перспективах  торговли углеводородами на юани. Интересовались, на чем основана убежденность некоторых экономистов в том, что это поможет «закопать доллар и евро». Прошлись участники вечера и по другим предложениям из области «иллюзии легких решений».
    В целом позитивные прогнозы  по поводу экономического роста  в России на этом заседании бизнес-ложи были оценены скептически. Но богатый опыт нашей страны выхода из прежних кризисов, причем с весьма неплохим результатом, все-таки  вселял некоторую надежду.


Игорь НИКОЛАЕВ
Игорь НИКОЛАЕВ:
«Не может быть слабой экономики и сильной национальной валюты».
Евгений ГОНТМАХЕР
Евгений ГОНТМАХЕР:
«Экономическому росту способствовало бы снижение налогов, именно это могло бы мотивировать бизнес, равно как и обоснованная уверенность в том, что это надолго».
Виктор МОРОЗОВ
Виктор МОРОЗОВ:
«Мы могли бы, занявшись новым производством, расширять уже имеющиеся предприятия, их сферы. Но дороговизна кредитов не позволяет составить достойную конкуренцию зарубежным производителям».
Александр АВАЧЕВ
Александр АВАЧЕВ:
«Мой опыт работы в Финляндии показывает, что экономика может благополучно развиваться и без нефти. Там государство покупает сельскохозяйственную продукцию по максимально высокой цене: и роль государства растет, и население занято. Государственно-частное партнерство хорошо развито в Турции. У нас почему-то эта форма не достаточно развивается? Местные власти даже не представляют, как ее можно использовать».
Андрей НЕЧАЕВ
Андрей НЕЧАЕВ:
«Если мы будем продавать нефть за юани, мы обречем себя на покупку всего китайского. Юани это хорошо, но в иных странах на эту валюту ничего не купишь. А Китаю рубли не нужны».