Вот и в этот раз зал, явно во вред темпу представления, реагировал овациями на фото- и киноретроспективу, в которой театр отдал дань памяти кумирам минувших лет. Тем, с кем с 1957 по 2002 год творил главный режиссер театра Сатиры Валентин Плучек: Татьяне Пельтцер, Анатолию Папанову, Андрею Миронову, Георгию Менглету, Спартаку Мишулину, Ольге Аросевой и многим другим блистательным мастерам. Зрители рукоплескали по-новому сыгранным сценам из знаменитых спектаклей театра, известным песням, звучавшим с обновленными текстами, ироничным диалогам. В «Сатире», как нигде умеют смеяться над собой. Все это в очередной раз убеждало, что театр Сатиры вне возраста. Как всегда эти печальные и одновременно веселые воспоминания о былом театр превратил в пародию на юбилей, в капустник, в череду коронных реприз. Александр Анатольевич, а он срежиссировал юбилейное обозрение, – большой мастер в этом деле. По традиции чествование артистов на клубном фуршете превратилось в продолжение действа. С шутками «наше место – в буфете», члены Клуба поднимались в уютное помещение, где уже не раз проходили встречи с актерами Театра. Собственно, Клуб бывал на его премьерах ровно столько, сколько существует само сообщество. На этот раз все дружно поздравляли не только театр, но и его худрука – Александру Ширвиндту исполнилось 80 лет. Руководитель Арт-ложи Максим Дунаевский подметил такое редкое для нынешних театров, вынужденных бороться за свое существование, качество, как преемственность поколений. В том, что театр Сатиры «жив и еще как жив», огромная заслуга витальности его худрука. Кажется, с некоторым сожалением член Клуба, актер, режиссер Евгений Герасимов рассказал о неслучившемся. В 1972 году после учебы в Щукинском училище его приняли в театр Сатиры. Но «Андрей Гончаров обещал больше и я ушел в театр имени Маяковского». До сих пор Герасимов вспоминает щукинские капустники, которые устраивал Александр Ширвиндт. Театр Сатиры обрел его качество: здесь всегда легко и весело говорят о главном. Будучи профессионалом, Герасимов подметил, что кое-кто из молодых актеров пытается играть «под Ширвиндта». И предложил этого не делать: – как бы талантлив ни был актер, повторить манеру Ширвиндта не удастся. Надо быть самим собой. Даже представление своих любимых актеров: Юрия Васильева (члена Клуба и сопостановщика этого юбилейного спектакля), Веру Васильеву, Федора Добронравова, Светлану Рябову, Зою Зелинскую, Наталью Селезневу, Алену Яковлеву, Олега Вавилова, Игоря Лагутина. Ширвиндт обратил в забавное лицедейство. В манере уставшего мэтра рассуждал: – «Профессия актера прекрасна, хотя конечно, эти замечательные люди могли бы заниматься делом и зарабатывать приблизительно как вы. Но это я хамлю, конечно»... Его шутки порой бывают на грани – но это и есть фирменный стиль Ширвиндта, человека уникального, мудрого, не терпящего банальности, а главное, душевного, а потому так любимого соклубниками. |