В «Сатириконе» любят «замахиваться на Вильяма нашего Шекспира». И если в этом театре даже в драме могут найти повод, чтобы повеселить публику, то в «Укрощении строптивой» не сделать этого было просто невозможно. Буфонада, гротеск, пляски, яркое звуковое сопровождение... Все – в ключе театра Константина Райкина. Но мир Шекспира столь многогранен, что любое его произведение только выигрывает от очередной оригинальной трактовки, нового прочтения, иного перевода – в данном случае Сергея Волынца. Комедию исполнили «бродячие комедианты». Неприступная чучелообразная Катарина (Заслуженная артистка России Агриппина Стеклова), демонстрируя свой нрав, поначалу норовила приложить любого оппонента хозяйственной сумочкой, а в конце череды уготованных ей испытаний стала кроткой и любящей женой. В роли Петруччио оказался некий скандальный зритель из зала (артист Артем Осипов). Юлия Мельникова, сыгравшая Бьянку, тоже скорее персонаж из современности. Она тоже убедила зрителей – произведения Шекспира вне времени. Спектакль полон неожиданностей и любопытных находок. Немудреные залатанные дорожные кибитки бродячих актеров (сценография Акинфа Белова) превращались в дворец отца дочерей Баптисто (Сергей Громов), а затем складывались в Пизанскую башню, а одна повозок даже послужила... роялем. Традиционная встреча с участниками постановки на клубном фуршете, особенно в театре «Сатирикон», это всегда потрясение – настолько молоды артисты. Судя по тому, с какой любовью Яков представлял их, также учинив некоторый балаган, на репетициях царила дружеская атмосфера. Факт режиссерского демократизма подтверждали и сами актеры: многие гэги, интересные сценические решения, шутки и нелепости рождались во время репетиций. Председатель Комитета по культуре Мосдумы Евгений Герасимов поздравил актеров с премьерой, особенно отметив уникальность Агриппины Стекловой. Напомнил, а кто-то этого и не знал, что в знаменитом итальянском фильме «Ромео и Джульетта» Евгений озвучивал самого Ромео. Франко Дзеффирелли, режиссер картины, высоко оценил его мастерство. «Просто, – поделился секретом Народный артист России – в искусстве нужно все делать с удовольствием». А вот руководитель «Русского имперского балета» Гедиминас Таранда заметил, что ключ успеха в другом. «Редко, у какого театра есть такая возможность – опираться на «свой молодняк». Здесь же – эшелон молодых артистов. Это нам, народным, заслуженным, кажется, что мы во главе поезда, на самом деле, мы лишь толкаем его». И тут стоит привести слова самого Константина Райкина, который в этот вечер не смог встретиться с соклубниками. «У меня замечательная труппа. Часть ее – артисты, с которыми мы начинали – из первого «призыва» – настоящие профессионалы, но уже есть и второе поколение, молодые, которые пришли позже. Что касается их, то тут у меня тоже много надежд… Актерам театра «Сатирикон», как мне кажется, свойственна некая созидательная, положительная энергия. Она присутствует в них всегда, даже когда мы работаем над трагедией. Это качество позволяет нам всегда оставаться все-таки светлым театром». |