А душа Юрия Васильева вмещает бесконечно много. Он может потрясающе точно показать Иглесиаса, блистательно исполнить роль Людовика XIV. Его синтетически разносторонний талант вот уже более 11 лет распространяется на формирование труппы «Домашнего театра» Английского клуба, много лет учит студентов РАТИ, ставит спектакли. При этом актер продолжает пытливо искать себя и на ином сложном поприще – кинорежиссуры. Высоко оценили соклубники его первый фильм «Продавец игрушек». На этот раз все собрались на эксклюзивный просмотр исторического фильма «Герой». Открывая вечер, один из родоначальников Клуба Владимир Шумейко пошутил, что после такого количества спектаклей в Английском сообществе поставить фильм в окружении высококлассных профессионалов дело простое. Интересна история возникновения картины. Ее рассказал сам автор, предваряя просмотр. «Мы показывали в Российском центре науки и культуры в Париже фильм «Продавец игрушек». Из разговора с дочерью генерала Маркова, выяснилось, что на «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа на одном могильном камне можно увидеть фамилии двух человек. Княжна такая-то, ротмистр такой-то. При том, что он похоронен в России, она умерла в Париже». История показалась Васильеву не просто интересной, но и закономерной. Некоторое время назад ему посчастливилось оказаться в группе российских актеров, выступавших в Париже – впервые за последние сто лет – перед потомками эмигрантов первой волны: Юсуповых, Романовых Трубецких, Шереметьевых, Шаховских. Кстати, присутствовал на той встрече и другой член Клуба – Вячеслав Печников. Общаясь с внуками и правнуками дворян, Васильев убедился, они готовы примириться с современной Россией. Врожденное владение русским языком, традиции, которые они сохраняют, передают потомкам, участившиеся поездки на историческую родину – это ли не доказательство неразрывности связи с нашей страной. Все это настолько всколыхнуло творческую душу Васильева, что, вернувшись в Москву, он предложил написать о судьбе белого офицера писателю и сценаристу Ольге Погодиной-Кузьминой. Получилась история о русском молодом человеке, волей случая оказавшемся в Париже. На Сент-Женевьев-де-Буа он навещает могилу прадеда, который был белым офицером. Влюбляется во француженку. Параллельно этому рассказывается история того самого офицера и его любви. Спустя 100 лет вспыхивают чувства и между правнуками. Частично фильм снимался в Париже. В основном же съемки проходили в Литве, в музее, бывшем дворце Тышкевичей. «Подобралась команда, – восхищается режиссер, – о которой и мечтать было невозможно – Дима Билан, Светлана Иванова, Лилита Озолиня, Александр Балуев, Юлия Пересильд, Марат Башаров, Александр Адабашьян, Татьяна Лютаева и другие. Потрясением было то, что согласился писать музыку маститый Эдуард Артемьев. В монтаже помогал сам Ираклий Квирикадзе, режиссер-сценарист. Виртуозной оказалась работа оркестра кинематографии Сергея Скрипки. Все это подарок судьбы. Мы не делали ставку на Оскара. Мы просто были объединены общей любовью, общим душевным порывом». Юрий, представляя на сцене участников своей команды, благодарил их: актера Александра Балуева, консультанта по историческим костюмам Александра Васильева, тоже сыгравшего в фильме, Ираклия Квирикадзе, Ольгу Погудину-Кузьмину, сопродюсеров фильма – Наталью Дорошкевич и Эльмиру Айнулову. Каждую одарил букетом цветов. Народный артист России Владимир Хотиненко заметил: «Все, что мы видели на экране – замечательное волшебство. Я разделяю ощущения героя вечера: когда позади огромная работа, представляя свой новый фильм сдержать волнение, привыкнуть к этому состоянию, даже если ты снял 25 фильмов, невозможно». Другой Народный, Александр Галибин, поблагодарил Васильева, его творческий коллектив за искренность, за чистоту и глубину, с которыми они передали эмоции, заложенной в сценарии больной темы. Больной, потому что выявляется суть вещей, на которые долгое время все мы закрывали глаза. В свое время в Клуб Юрия Борисовича привела Алла Коженкова, знавшая артиста с его первых ролей в Театре сатиры. Высокий ценитель искусства, она назвала фильм прекрасным. «В нем замечательные лица, уникальные костюмы. Мне кажется, «Герой» – это то, чего сегодня не хватает, чтобы хотя бы отчасти понять, как это было тогда...». А великий тренер Елена Чайковская призналась, что прониклась удивительным состоянием фильма, мысленно переместилась в ностальгическую историю, в усадьбу, одевалась в «те» костюмы. «Как здорово, Юра, что ты все это перенес в наше время. И очень важно, что счастливо закончил историю». У каждого из сидящих в зале фильм вызывал свои ассоциации. Михаил Азарх рассказал, как недавно тоже, хотя и менее романтично, погрузился в прошлое страны, семьи. Он отправился на Лубянку, чтобы посмотреть документы, узнать о судьбе репрессированной бабушки, бывшей некогда революционеркой, комиссаром Красной армии. «Этот фильм мне показался очень близким, он для меня был звеном, связующим все эти нелегкие эпизоды и времена». Вот она, волшебная сила искусства, способная всколыхнуть генетическую память. И опять почитатели таланта Васильева убедились – он умеет не только рассмешить, но и довести до слез. Даже мужчин. |