ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

8.XII
ПРАВОВАЯ ЛОЖА
ПРАВОВАЯ ЛОЖА
Власть денег держится на невежестве    Несмотря на многообразие источников информации, в России сложилось монопольное представление об экономике и ее механизмах  – экономический либерализм. Оно не только чуждо русскому человеку, но и подрывает нашу государственность, превращает Россию в колониальный придаток стран Запада.
   Такой точки зрения придерживается гость Политической ложи Валентин Катасонов. Известный ученый в области макроэкономики и международных финансов, профессор МГИМО, доктор экономических наук. Из под пера Валентина Юрьевича вышло немало книг. Большая часть этих изданий была представлена в фойе «Александр-хауса».  
   Спикер предпринял необычный способ изложения – о правовых основах  международной  финансовой деятельности он рассказывал на примере своих книг.  Действуя в такой манере сложно было соблюсти строгую логику повествования. Но вот в глубине подхода к каждой исследуемой теме и страстной убежденности ученому не откажешь.
   История экономики и права – это история отношений между людьми в самом широком смысле.  А поскольку речь идет о социуме, утверждал Катасонов, необходимо формировать целостное мировоззрение, целостное сознание и у студентов, и у общества в целом.
   Преподавательской деятельности Катасонова предшествовала работа в  ООН, в  Европейском банке реконструкции и развития,  в структуре  Всемирного банка, в Банке России. Богатый опыт позволяет специалисту утверждать, что  финансы на 90% – это политика: до сих пор, например, неясно, каков правовой статус безналичных денег? Эмиссию рубля производит «государство в государстве» под названием Центральный банк не по закону, а по командам свыше. Откуда – приходится догадываться.
   По Катасонову, есть несколько уровней человеческих взаимоотношений. Первый, самый жесткий каркас любого общества, это религия и сопутствующие ей жесткие предписания и табу. Второй – по мере отхода от бога, общество упрощается и начинает руководствоваться другими нормами, появляющимися в процессе некоего общественного договора.
   Третий уровень – юридические нормы. Сейчас, особенно в мире финансов, есть четвертый уровень, – отношения «по понятиям»; нормам, которые никак не корреспондируются с конституцией и иными законами.
   Большие деньги превращаются во власть. Если в XIX веке этот цинизм еще не был очевиден, то сегодня он зашкаливает.
   И международное право не работает. Пример – ситуация на Ближнем Востоке. Насколько оно может игнорироваться в вопросах финансов, продемонстрировала и история с кипрскими банками весной 2013 года. Тогда Евросоюз, чтобы спасти их, конфисковал часть депозитов, посягнув на  частную собственность. Более того, Брюссель не прочь распространить эту практику, в случае кризиса, и на банки ЕС.
   Ведь именно так действовали в США, когда в  кризис 2007-2009 годов закачали огромное количество долларов в банки Wall Street, чтобы спасти их, а не компании реального сектора экономики.
   Прошелся Катасонов и по тому, что формирующая мировые финансовые стандары ФРС – частный институт. Хотя в Конституции США сказано, что только Конгресс имеет право на выпуск денег... Конституцию в Америке давно уже заменило прецедентное право.
   Власть денег держится на невежестве, – приходит к выводу Катасонов, – а хозяева денег заинтересованы в том, чтобы общество пребывало в невежестве.
   Противостоять этим негативным энтропийным процессам призвано созданное в 2012 году и возглавляемое Катасоновым Русское экономическое общество имени дореволюционного ученого С.Ф.Шарапова. Просветительская миссия РЭО включает, в числе прочего, изучение и осмысление российского богатого наследия, трудов Владимира Соловьева, Сергея Булгакова, Сергея Шарапова, Константина Леонтьева и Льва Тихомирова.
    Вдумчивый, фундаментальный подход к экономике русских ученых Катасонов противопоставляет протестантскому рационализму. В труде «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»  автор исследует «денежную цивилизацию, создавшую новую систему рабства, более эффективную, чем традиционный рабовладельческий строй». И доказывает, что основой капитализма является «идеология иудаизма, разделяющая весь мир на некое избранное меньшинство и остальное человечество, призванное ему служить».
   В книге «О проценте ссудном и безрассудном» Валентин Юрьевич проанализировал глубинные причины мирового финансово-экономического кризиса. Здесь также рыночная экономика рассматривается в контексте духовно-нравственной эволюции общества.
   Интересную, хотя и не бесспорную параллель ученый проводил между современностью и Генуэзской конференцией 1922 года. «Там бывшие союзники России по Антанте пытались советское государство поставить под свой контроль, добиться ее возвращения в лоно «цивилизованного мира» на правах колонии. Благодаря твердой позиции советской делегации эти попытки провалились». Генуя, полагает Катасонов, образец для сегодняшней российской дипломатии. Но в сравнении с Наркоматом иностранных дел сегодняшний МИД РФ, по мнению Катасонова, – недееспособное ведомство. За исключением, конечно, министра.
   Любопытно трактовал выступающий другое судьбоносное событие – Бретон-вудскую конференцию (БВ), проходившую в 1944 году. Некоторые рудименты БВ-системы, вроде  Международного валютного фонда, по мнению Катасонова, изживают себя. Позиция МВФ в отношении активно обсуждаемой сегодня истории с погашением Украиной долга РФ красноречиво говорит о том, что он существует не по международному праву, а по понятиям.
«Правильно сделал Салин, отказавшись от ратификации бретон-вудских документов. Если бы мы тогда вступили в МВФ, нас бы задушили в объятьях. От иллюзий относительно благотворительной роли  подобных международных институтов следует избавлялся».
   На смену МВФ, прогнозрует Катасонов, скорее всего придет Азиатский банк  инфраструктурных инвестиций. Задуманный кем-то из китайских лидеров еще в 2013 году,  он создан очень быстро. Уже сейчас 20 стран, входящих в состав его учредителей, не относятся к азиатскому региону. Не  исключено, что со временем он может превратиться во Всемирный банк инфраструктурных  инвестиций.
   Среди прочих затронул гость и другие интересные темы – репарации и  монетизация международных отношений. Любые претензии друг к другу страны сегодня стараются переводить на язык долларов, цифр. Так прибалтийские  республики ведут подсчеты, сколько они потеряли от «советской оккупации». Идет коммерциализация истории.
   Последовали вопросы, уточнения некоторых тезисов. Андрей Павлович поинтересовался ролью ЦБ в международной финансовой системе. Катасонов подробно доказал, почему считает Банк России филиалом ФРС.
   Говорили о выводе валюты на Запад. О мнимых и истинных инвестиционных рейтингах России. О курсе китайского юаня и беспокойстве США по этому поводу. О валютных войнах. Тут Валентин Юрьевич призвал вспомнить о фиксированном курсе рубля в СССР.  И вновь свернул к прошлому веку, упомянув о позитивной стороне управления экономикой страны Сталиным. По этому поводу  написана целая книга.
   Конечно, позиция и выводы спикера довольно радикальны, не все с ним были согласны. Но, очевидно, что выступление было интересно. Возникало желание  обсудить, поспорить, чем участники заседания и занялись в кулуарах. Многие решили затем самостоятельно вникнуть, разобраться в той или иной, затронутой гостем теме.


Валентин КАТАСОНОВ
Валентин КАТАСОНОВ:
«Обладающий большими деньгами позволяет себе игнорировать не только закон, но и надзирающих за ним».
Елена ЗВЕЗДИНА
Елена ЗВЕЗДИНА:
«Валенин Юрьевич – человек не просто универсальный в области макроэкономики и международных финансов. Его отличает глубокое проникновение в каждый изучаемый им вопрос».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Я не раз слушала выступления юристов и экономистов в других клубах, но такого уровня специалистов не встречала. Поражена знаниями Катасонова, опытом и  тем, как он подает информацию».
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ
Дмитрий ГОРОДЕЦКИЙ:
«Мне кажется, ортодоксальные точки зрения, которых придерживаются такие специалисты, как Катасонов, необходимо уравновешивать квалифицированным мнением либерально настроенного оппонента. Удивляюсь, неужели в нашем ведущем, по сути, единственном дипломатическом вузе главенствуют такие антирыночные позиции? Может быть я не прав, но когда занимаешься практической экономикой, сложно представить себе, что можно существовать без рынка, без прибыли, без рубля. Есть дипломатия канонерок, рынка и человеческих отношений – и  ничего другого».
Иван КРАВЧУК
Иван КРАВЧУК:
«Интересно, насколько тесно связаны, переплетены юриспруденция с экономикой. Исторические события приобретают совсем иное звучание. Приобрел книги Катасонова, буду вникать во все эти тонкости».
Василий ЯКОВЛЕВ
Василий ЯКОВЛЕВ:
«Необычный взгляд на экономику, на политику. Хочется почитать книги Катасонова, что я и сделаю».