ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

17.II
БИЗНЕС-ЛОЖА
БИЗНЕС-ЛОЖА
ИЗ ТЕНИ В СВЕТ    Форма проведения встречи несколько отличалась от привычной, когда гость, чиновник или эксперт, выступает на относительно отвлеченную тему. Старшина Андрей Нечаев, человек, отличающийся нестандартным мышлением, предложил  провести заседание в новом жанре: сконцентрироваться на проблеме,  представляющей практический интерес.
   Тема деликатная – управление частным благосостоянием за рубежом.  У некоторых членов Клуба есть бизнес, иностранные компании, недвижимость, средства за рубежом. Понятно, что офшорные юрисдикции в большей степени преследовали цель защитить собственность, чем уйти от налогов.  Но так же очевидно, что ничем хорошим не оканчиваются «игры в прятки» с фискальными органами.
   Члены Клуба, конечно,  имеют представление о возможностях, которые предоставляет для владельцев зарубежных активов деофшоризация второй волны.  Интересно было узнать о тонкостях, подводных камнях этого процесса. Тем более, что «Атон» входит в число лидеров на рынке инвестиционных услуг в России. Компании  25 лет, общие активы 73 тысяч клиентов инвестиционной группы превышают 9 млрд. долл., офисы в России, Казахстане, на Кипре, в  Швейцарии и Нидерландах.  
   Хачатур Гукасян, партнер компании, руководитель направления Wealth Management, обозначил круг вопросов. Где размещать активы, с точки зрения юрисдикции? Во что вкладывать, исходя из инвестиционных соображений? В какой структуре  должно быть владение активами,  чтобы соблюсти законодательство не только РФ, но и страны нахождения активов и при этом нести разумное налоговое бремя?
   Еще относительно недавно держать активы  за рубежом  можно было, не прибегая с услугам советников. Но после  февраля 2013 года  этот процесс усложнился,  механизм штрафов  за налоговые нарушения  (от 75 до 100% суммы сделки), похоже, начинает работать как швейцарские часы. Так что не обращаться за помощью профессионалов  стало проблематично.
   Да и практика показывает, что далеко не все владельцы зарубежных счетов еще представляют масштаб  проблем, возникающих в связи с валютным ограничением. Государство говорит:  вы можете покупать все что угодно со своего иностранного счета. Но, как только что-то продали,  зачисляйте средства на счета российских банков.
   Более подробно о возможных проблемах поведал  другой специалист «Атона», руководитель  направления Wealth Management Structuring  Дмитрий Куроедов.  В их числе такая: кредит под свой пакет ценных бумаг можно брать  только на срок более двух лет. Но при этом с него следует уплатить 35%-ный налог с разницы между 9%  и ставкой кредита. В противном случае такая операция является нарушением российского валютного законодательства, и, как следствие, штраф от 75 до 100% суммы сделки.
   Закон о амнистии  несовершенен, но это закон, констатировал Дмитрий, «утешив» гостей тем, что срок исковой давности Правительство повышает с 1 года до 2 лет.
   Не менее интересен исключительно национальный момент: налоговое законодательство РФ построено на основе пересчета доходов-расходов через рубли.  На доход от курсовой разницы придется заплатить 13%. В зависимости от степени умышленности действий, штраф 20-40% суммы неуплаченного налога.
   От холодящих кровь перечислений возможных санкций за ненадлежащие действия Дмитрий Куроедов перешел к предусмотренным законом возможностям.  
   Так, недавно, Правительство утвердило порядок отчетности по иностранным счетам. По нему налоговое законодательство предоставляет владельцу средств возможность выбора:  стать валютным  резидентом или налоговым. И в том, и в другом случае свои плюсы и минусы.
   Но, по сути, решает это не только «физическое лицо» или отсутствие или пребывание его в течение полугода на родине. Сам факт налогового резидентства в РФ зависит в большей степени от того, где у собственника находится так называемый  центр жизненных интересов. То есть компания – в одной стране, а бизнес, трудовой контракт, семья, дети,  регистрации по месту жительства – в другой.
   Иными словами налоговые органы оставляют за собой право самим определять, валютным или налоговым резидентом является владелец компании. Со всеми вытекающими.
   В лучшем случае люди, уплатившие налоги в одном государстве,  могут быть по россйским ставкам налогом «дообложены» до искомых 13%.
   Утешает лишь то, что такого рода проблемы неминуемы у обитателя любой страны. Всегда нужно помнить о наличии соглашения между государствами об избежании  двойного налогообложении, иначе любые вложения в активы за его пределами повлекут необходимость платить большие налоги.
   Очевидно, что  контроль со стороны государства за зарубежными средствами россиян будет усугубляться. Тем более, что фокусироваться на налогах на доходы физических лиц стало общемировой тенденцией. Катализатор процесса – борьба с отмыванием денег.
   Ответственность за «чистоту» средств клиентов возложена на финансовые учреждения. Так же под угрозой больших штрафов, отключения от коррсчетов и т.п.  Сегодня и швейцарский банк может потребовать от клиента отчитаться в соблюдении требований закона,  отсутствии претензий от налоговых органов.
   Россия уже ратифицировала Многостороннюю Конвенцию об оказании взаимной административной помощи по налоговым вопросам. Получать информацию по запросу РФ начнет с 2016 года. В рамках этой Конвенции принят Стандарт по автоматическому обмену информацией OECD. Россия начнет обмен с 2018  года.
   Как только эта система заработает, у госорганов не будет необходимости каждый раз запрашивать информацию по каждому налогоплательщику. Единая база данных будет содержать не только  информацию о компании, но и о бенефициаре.  
   Участие в международных договоренностях лишь подтверждает неминуемость не только контроля, но и наказания.
   Поэтому Дмитрий  призывал  быть внимательным к все еще нередким предложениям бизнесменам проводить операции через счета, не зарегистрированные в России. Валютные нарушения плохи не только тем, что подразумевают  штраф, но и тем, что работают накопительно, то есть штрафы будут множиться.
   Что же можно предпринять, желая «играть в белую»? Дмитрий предложил несколько вариантов. Например, можно перевести деньги или ценные бумаги в Россию, смирившись с курсовыми разницами в налогообложении и риском «добровольно» принять участие в кампании по приобретению госооблигаций, о чем начинают поговаривать финансовые власти.
   Более приемлемый путь – создать  или использовать иностранную компанию  или  обычный trust/foundation для инвестиций. В этом случае придется показать контролируемую иностранную компанию (КИК), узаконенную с 1 января 2015 года или обычный trust/foundation для инвестиций. Платить налог резидента 13%, подумывая по ночам о риске резидентства. Можно создать так именуемый слепой trust или foundation  для наследников,  несущий риск потери контроля.
   Все предлагаемое вызывало у членов Клуба множество вопросов.  Пока такая форма управления средствами, как КИК еще не совсем понятна (в виду отсутствия большой практики) бизнесу. Да и юристы признаются в том, что не совсем разумеют реализацию идеи.
   В этом контексте интересен был другой вариант. Более двух лет «Атон» использует возможность оптимально сохранять средства клиентов за рубежом в виде страхового полиса (СП).  Формально СП не попадает под запрет иметь иностранные  банковские счета и ценные бумаги.
   Преимущество полиса в том, что  активы клиента отделены от активов не только страховой компании, но и третьих лиц, чего, кстати, нет в российских страховых компаниях. Активами в СП управляет швейцарская организация, а ответственность за управление несет высокорейтинговая страховая компания.
   В СП тоже есть некоторые минусы с точки зрения удобства получения кредита. Поэтому «Атон» предлагает комбинированные решения с применением КИК и СП.
   Участники встречи выясняли, правильно ли они интерпретируют тот или иной закон или подзаконный акт, делились  опытом,  демонстрировали не только глубину понимания проблемы, опыт,  въедливость, но и чувство юмора. Завершилась встреча более приватными беседами в кулуарах.


Дмитрий КУРОЕДОВ
Дмитрий КУРОЕДОВ:
«Об инвестировании с личных счетов забудьте, на сегодняшний день это самое уязвимое вложение средств, мина замедленного действия с точки зрения валютного законодательства».
Федор ЛОСЕВ
Федор ЛОСЕВ:
«Встреча прошла интересно. Легализация офшорных фирм – процесс длительный и он, на мой взгляд, одинаково полезен и для владельцев компаний, и для государства. Одни защищают свои капиталы, другие контролируют  их движение. Чтобы наше общество развивалось, доходы должны быть легализованы, это поможет привлечь приток финансов в страну, в том числе и в качестве налогов. Что же касается возможности легально держать средства за рубежом, возникает важный момент – доверие.  Все помнят, что произошло со средствами клиентов в банках Кипра, входящего в Еврозону...».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Тема очень актуальная и беседа была полезна. Профессионалы должны разъяснять владельцам средств разницу между КИК и своим личным счетом  и т.д. Видно, что специалисты «Атона» погрузились в эту тему. Хорошо, что они пользуются услугами солидных консультантов,  чтобы разобраться в законодательстве разных стран».
Валерий ШУБИН
Валерий ШУБИН:
«Сейчас много идет разговоров о легализации средств за рубежом. Прежде, чем принимать решения, нужно понимать суть действий. Поэтому услышать авторитетное профессиональное мнение всегда не лишне».
Алексей ГОРОВОЙ
Алексей ГОРОВОЙ:
«Мы все бизнесмены с многолетним стажем. Разумеется, приходилось совершать разные сделки, в том числе и за рубежом. Прежде они были легальны, сегодня законодательство изменилось. Значит  мы должны соответствовать ему. Узнать мнение опытных консультантов по этому поводу было интересно. Считаю  это клубное мероприятие очень удачным.  Смена «жанра» всегда полезна».