ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

3.II
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОЖА
Россия в современном мире    Положение России в мире заметно изменилось:  Крым, Восток Украины, военные действия в Сирии...  Все эти факторы дают основание политологам и экспертам  утверждать об усилении ее влияния в мире.  Каковы же новые ориентиры российской внешней политики?
   Ответить на этот вопрос взялся политолог, директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. Дмитрий Витальевич впервые был гостем на заседании Московского Английского клуба. Повествование автора книги «Россия в XXI веке» было столь интересным, что аудитория не отвлекалась, как это порой бывает,  на беседы на местах.
   2014 год перечеркнул две базовые концепции российской внешней политики. Одна,  парадная, витринная постулировала вхождение России в цивилизованный мир, союзничество с США (после 2001 года), интеграцию с Евросюзом,  стратегическое партнерство с НАТО. Она рассыпалась, поскольку действия России на Украине означали очевидный вызов миропорядку, созданному  после окончания холодной войны.
   Вторая, альтернативная концепция скорее была для внутреннего потребления.  Небесспорная,  она со временем стала доминировать в умах и действиях руководства страны. Она подразумевала интеграцию постсоветского пространства, бывших имперских окраин в большую Россию. Но так же прекратила существование, поскольку стало ясно, что без Украины масса Евразийского союза оказывалась ниже критической. Вторая причина – реализация концепции русского мира или защиты русских на примере Крыма и Востока Украины несколько напугала страны, в которых есть значительные  русские диаспоры.
   В итоге Евразийский союз трансформировался в Евразийский  экономический союз, исключающей любые формы политической интеграции, движения в федерации и даже конфедерации.
   Конфронтация России с Западом и отчуждение ее от Европы заставило российских союзников-партнеров дистанцироваться от Москвы. Каждый, включая Армению,  старался сохранить выгодные связи с США и Европой.
   Быстро возникла третья концепция – поворот на Восток. Эйфория, охватила некоторые российские круги в связи с поездкой Путина в Китай в мае 2014 года и заключения исторического соглашения о газе. Однако спустя два года стало ясно, что и она не реализуется. Россия и Китай заметно сблизились за 2014-15 годы с точки зрения поставок военных технологий Китаю, в области энергетических  проектов. Но Китай осторожничает.  Да и США, как рынок, для него более выгодны.
   Несмотря на падение роста ВВП Россия продолжает строить амбициозные планы. При этом у нее нет внятного стратегического плана действий. Поссорившись с Западом она не сумела по-настоящему сблизиться с Востоком и вообще обрести влиятельных и серьезных союзников на международной арене.
   Поэтому, призывал Дмитрий Тренин, как никогда России необходимо провести масштабные внутренние реформы и поменять нынешнюю политическую и экономическую систему. Это потребует изменения негласного общественного договора и полного переформатирования российской элиты, чтобы она пополнялась более компетентными людьми, а не более услужливыми, чтобы государственная служба стала миссией, а не источником доходов.
   Казалось бы, что-то делается... Но стратегии, которые сейчас разрабатываются по поручению и указанию Правительства, гость счел бесполезными в отсутствии того, что называется  политической волей.
   Вторая часть содержательного выступления политолога была посвящена непосредственно месту и роли России в мире. Опыт последних 20 лет, показал, что это место самостоятельного игрока, у которого есть много партнеров в разных областях, но он не является центром даже маленькой  империи, в виде чего-то, похожего на блок.
   Это место страны, не вступающей ни в какую интеграцию ни с НАТО, ни с США. Вряд ли РФ присоединится к Китаю и вряд ли станет частью Азиатской империи, языком Азии, вдающимся в европейский континент.  
   При этом Россия могла бы быть лидером, в числе других стран, в процессе защиты и поддержки разнообразия в мире, против любой гегемонии и любого доминирования. Может выступать в качестве модератора решения глобальных и региональных проблем. И может быть одним из защитников и проводников международного права.
   Но и место, и роль страны,  рефреном повторял эксперт,  зависят от состояния ее экономики, политической системы, качества управления, от развития общества. Так что сегодняшний кризис, выразил уверенность спикер, может расчистить место для закладки фундамента для начала строительства новой  модели развития.
   Естественно, напрашивался вопрос по поводу взаимодействии с внешними  силами. Конфронтация с США, полагает эксперт, это всерьез и надолго. И это нормальные отношения великих держав.  В близкой же перспективе во взаимоотношении с США следует сократить риски, ведущие к военному столкновению.  О какой военной победе может идти речь между ядерными державами?
   Но в отношениях с США, обратил внимание Тренин,  России  нужно отказаться от страхов цветных революций, смены режима и т.д.  И избавиться от иллюзий. Разрядка будет, но новой перезагрузки не будет. И не будет соправительства. Может быть в Сирии это получится, но в глобальном масштабе нет.
   Не менее трудно будет преодолеть если не конфронтацию, то отчуждение, возникшее между Россией и Европой. Для России  шанс в отношениях с Европой заключается в том, что наша взаимная заинтересованность на порядок выше, чем в отношениях Европы и  США. Надо постараться вернуть привлечение европейских технологий, инвестиций и т.д.  Это сложно, но возможно.
   Важно, что Россия повернулась на Восток. Но нельзя не видеть, что Китай пошел на Запад не только  через российскую территорию, но и через территорию стран Центральной Азии, Ирана.
   Сирия,  с некоторой уверенностью  произнес Тренин, лишь начало войн на южном направлении, нам предстоит еще много военных операций. Впереди, возможно, маячит Центральная Азия, Афганистан.
   Интересно гость оценил сложившуюся ситуацию с Украиной. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Поражение российской политики по привлечению Украины в Евразийский союз обернулось в пользу России.  Если бы «Украину Януковича» каким-то образом удалось  привязать к России, на что делалась ставка, ей пришлось бы спонсировать западную соседку, понимая, что она все-равно, когда-то уйдет.
   Как всегда, ярко дополнил рассказ о ситуации на Украине Алексей  Макаркин, первый вице-президент «Центра политических технологий» (ЦПТ). Она очень, особенно по части активизации западных советников, напоминает то, что было в России в начале 1990-х годов. Народ устал, активная часть населения на что-то надеется. Что же касается  отношений с Россией, обе стороны заинтересованы в том, чтобы пойти на уступки.
   Попросив прощения за пессимизм, Борис Макаренко, председатель правления ЦПТ,  добавил несколько ярких красок к общей картине. О взаимном недоверии России и Запада. О том, что коррумпированность режима свойственна отнюдь не только российской действительности. О таком качестве настоящей элиты, как способность думать о будущем, ориентироваться на бизнес-планы.
   Давно почему-то не  посещавший заседания Английского клуба адвокат Генри  Резник высоко оценил выступление Тренина и комментарии политологов. Рассуждения знаменитого юриста о российском «синдроме величия», неуместности руководства  эмоциями в политике, а также о невысоком профессионализме и патриотизме элит все восприняли с интересом. Надо признать, не все разделили  мнение Генри Марковича о том, что в данной ситуации экономисты ведут правильную  политику.
   Продолжение обсуждения  этой многогранной темы последовало в кулуарах.


Юрий ПРИПАЧКИН
Юрий ПРИПАЧКИН:
«Я согласен с Трениным в том, что у нас нет ясной идеологии. С тем, что в России проблема с формирования элиты. По сути это ведь та часть общества, которая свидетельствует о его здоровье. У нас же сейчас, по большей части, это люди, обладающие крупными средствами и связями. У нас элита занимается только обеспечением своего будущего и своих детей, не отдавая себя делу во благо государства».
Анатолий ОРЛОВ
Анатолий ОРЛОВ:
«Я не разделяю утверждений уважаемого гостя. Я приветствую сегодняшнюю политику и не считаю правильным и дальновидным искать дружбы с западными странами, так как не верю в искренность их дружеских проявлений к России. И в этом меня убеждает не только нынешняя ситуация, но и вся история».
Анна ПРОСЕЛКОВА
Анна ПРОСЕЛКОВА:
«Тема заседания актуальна, но слишком глобальна.  Вряд ли каждый из нас в состоянии детально ее обдумать. Послушать профессионала было очень интересно и полезно. Есть над чем задуматься».
Михаил ПАЛЬШИН
Михаил ПАЛЬШИН:
«К сожалению, некоторая безысходность имеет место. Мы живем в ожидании неприятностей. Дело не только в выступлении Тренина. Главное – констатация того, что у нас нет неэгоцентричной элиты, которая бы вытянула страну. Обидно за страну».
Николай КРАЙНОВ
Николай КРАЙНОВ:
«Мне, как оптимисту, не хочется во все это верить. Но, к сожалению, все это близко к действительности. Очень часто политологи, аналитики предсказывают негативные перспективы. Но, как правило, не предлагают реальных советов, кроме того, что надо менять власть и убирать коррупцию. Легко критиковать, оппонировать. Куда тяжелее принимать конкретные решения, изменяющие ситуацию, хотя бы в той же экономике. И, главное, отвечать за них».