Это надо смотреть, чтобы избавиться от ошибочного мнения, будто бы Серов – исключительно портретист. Устроители выставки включили в обзор немало пейзажей. Но природу художник воспринимал по-своему. В работах, посвященных русской деревне, он не стремился к внешней эффектности, умел увидеть значительное в малом. Это надо смотреть, чтобы обнаружить – Серов далеко не только живописец. Уникальная часть выставки – его графические работы во всех возможных техниках: акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. По словам живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». И, наконец, благодаря множеству представленных в экспозиции писем, дневников, записных книжек, которые Серов всегда носил с собой, документов, фотографий, Дамы узнали, что Серов был одной из авторитетнейших фигур в общественной жизни своего времени. Педагог, член Совета Третьяковской галереи, участник объединений ТПХВ, «Мир искусства» и «Союз русских художников». А когда по залам Третьяковской на Крымском валу Дам проводила Ольга Атрощенко, хранитель Третьяковской галереи, куратор выставки, перед глазами представал не просто великий художник прошлого, а живой человек, сложный, многогранный, со своими пристрастиями, с неистребимым стремлением сказать нечто новое. И если поначалу подробности о тех, кого художник изображал, слушательницам казались излишними, то очень скоро стало ясно – Ольга Дмитриевна погружает всех в полную противоречий эпоху рубежа веков, в которой творил художник. Герои его портретов – мир великосветских особ, художественной элиты. Он писал царскую фамилию, великих князей, князей Юсуповых, княгиню Орлову, Дягилева, Павлову, Карсавину, Нежданову, многих других представителей русской аристократии. Но при этом не превратился в салонного художника. С какой любовью изображал он своих друзей, как правило, людей творческих – Остоухова, Коровина, Левитана, Шаляпина и многих других! Для самого Серова те, кого он писал, важны были как личности, он умел извлечь и передать самое индивидуальное и потаенное в душе человека. И в этом он никогда не изменял себе. Мог отказать не понравившемуся заказчику. Однажды в ответ на замечание супруги Николая II на недочеты в изображении лица императора передал Александре Федоровне палитру и краски с предложением самой завершить портрет. И больше никогда не бывал у Романовых. Открывает выставку шедевр Серова 1887 года, одна из самых узнаваемых работ Мастера, знаменитая «Девочка с персиками» – портрет Веры Саввишны Мамонтовой. Как признавали его современники, 22-летний художник совершил переворот в искусстве. Достиг чистоты, свободы, свойственной живописи французских импрессионистов, но при этом не утратил содержательности портретов старых русских мастеров. Гениальность Серова позволяла ему одинаково ярко проявлять себя во всех сферах изобразительного искусства — в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве. Особенно интересны его театральные работы. Специально для «Русских сезонов» Дягилева он нарисовал занавес к балету «Шахерезада». Эта работа, считавшаяся долгое время утерянной, находится в собрании семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, бывшие членами Московского Английского клуба. Однако легкость его работ, обратила внимание Атрошенко, кажущаяся: иной портрет он писал месяцами, а на другой уходили годы напряженного труда. Требовательность к себе Серова – притча во языцех. Серов не написал ни одного похожего портрета и каждый раз упрямо искал новые приемы. Не прорисовывая деталей, художник добивался почти фотографического сходства, уделяя внимание лицу, рукам, характеру человека. В финале выставки представлен монохромный, напоминающий барельеф портрет солистки труппы Дягилева Иды Рубинштейн. Современники не поняли и не оценили его, обратив внимание лишь на несхожесть с другим работами художника. Не уловили универсализм и парадоксальность таланта Серова. Этот портрет стал последним в жизни художника, который объединил в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев, определил развитие стиля модерн в России и стал предтечей авангарда. |