ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

12.XI
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
«Каждый портрет для меня — целая болезнь»    Это надо смотреть. Не только потому, что Валентин Серов – ключевая фигура своего времени,  не случайно его называли «Пушкиным в живописи». Это крупнейшая выставка работ художника. Помимо хорошо известных произведений Валентина Серова из собрания Третьяковки, значимых портретов из коллекции Русского музея на выставке явлено немало работ из музеев Франции, Дании, Армении,  Белоруссии и частных коллекций. Которые в ином случае увидеть или проблематично, или просто невозможно.
   Это надо смотреть, чтобы избавиться от ошибочного мнения, будто бы Серов – исключительно портретист. Устроители выставки включили в обзор немало пейзажей. Но природу художник воспринимал по-своему. В работах, посвященных русской деревне, он не стремился к внешней эффектности, умел увидеть значительное в малом.
   Это надо смотреть, чтобы обнаружить – Серов далеко не только живописец. Уникальная часть выставки – его графические работы во всех возможных техниках: акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. По словам живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца».
   И, наконец, благодаря множеству представленных в экспозиции  писем, дневников, записных книжек, которые Серов всегда носил с собой, документов, фотографий, Дамы узнали, что Серов был одной из авторитетнейших фигур в общественной жизни своего времени. Педагог, член Совета Третьяковской галереи, участник объединений ТПХВ, «Мир искусства» и «Союз русских художников».
   А когда по залам Третьяковской на Крымском валу Дам проводила Ольга Атрощенко, хранитель Третьяковской галереи, куратор выставки,  перед глазами представал не просто великий художник прошлого, а живой человек, сложный, многогранный, со своими пристрастиями, с неистребимым стремлением сказать нечто новое.
   И если поначалу подробности о тех, кого художник изображал, слушательницам казались излишними, то очень скоро стало ясно – Ольга Дмитриевна погружает всех в полную противоречий эпоху рубежа веков, в которой творил художник.  Герои его портретов  –  мир великосветских особ, художественной элиты. Он писал царскую фамилию, великих князей, князей Юсуповых, княгиню Орлову, Дягилева, Павлову, Карсавину, Нежданову, многих других представителей русской аристократии. Но при этом не превратился в салонного художника. С какой любовью изображал он своих друзей, как правило, людей творческих – Остоухова, Коровина, Левитана, Шаляпина и многих других!
   Для самого Серова те, кого он писал, важны были как личности, он умел  извлечь и передать самое индивидуальное и потаенное в душе человека.  И в этом он никогда не изменял себе. Мог отказать не понравившемуся заказчику. Однажды в ответ на замечание  супруги Николая II на недочеты в изображении лица императора передал Александре Федоровне палитру и краски с предложением самой завершить портрет. И больше никогда не бывал у Романовых.
   Открывает  выставку шедевр Серова 1887 года, одна из самых узнаваемых работ Мастера,  знаменитая «Девочка с персиками» – портрет Веры Саввишны Мамонтовой. Как признавали его современники, 22-летний художник совершил переворот в искусстве. Достиг чистоты, свободы, свойственной живописи французских импрессионистов, но при этом не утратил содержательности портретов старых русских мастеров.
   Гениальность Серова позволяла ему одинаково ярко проявлять себя во всех сферах изобразительного искусства — в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве. Особенно интересны его театральные работы. Специально для «Русских сезонов» Дягилева он нарисовал занавес к балету «Шахерезада». Эта работа, считавшаяся долгое время утерянной,  находится в собрании семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, бывшие членами Московского Английского клуба.
   Однако легкость его работ, обратила внимание Атрошенко, кажущаяся: иной портрет он писал месяцами, а на другой уходили годы напряженного труда. Требовательность к себе Серова – притча во языцех. Серов не написал ни одного похожего портрета и каждый раз упрямо искал новые приемы. Не прорисовывая деталей, художник добивался почти фотографического сходства, уделяя внимание лицу, рукам, характеру человека.
   В финале выставки представлен монохромный, напоминающий барельеф портрет солистки труппы Дягилева Иды Рубинштейн. Современники не поняли и не оценили его, обратив внимание лишь на несхожесть с другим работами художника. Не уловили универсализм и парадоксальность таланта Серова.  
   Этот портрет стал последним в жизни художника, который объединил в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев, определил развитие стиля модерн в России и стал предтечей авангарда.


Наталья Владимировна МОРОЗОВА
Наталья Владимировна МОРОЗОВА:
«Я под огромным впечатлением,  не знала, что Серов настолько многогранен, интересен. А еще для себя открыла, что он был медиумом, ясновидящим, мог предвидеть будущее людей и предавать это в своих портретах, так искренне, правдиво, что это поражает».
Римма БАРЕНБОЙМ
Римма БАРЕНБОЙМ:
«Для меня сегодня стало приятным открытием «живописная графика и графичная живопись» Серова. Это действительно так. И насколько интересным было повествование Ольги Атрощенко, что хочется еще не раз вернуться на выставку, полистать альбом и как можно больше узнать о великом художнике».
Наталья Анатольевна МОРОЗОВА
Наталья Анатольевна МОРОЗОВА:
«Мне все очень понравилось, потому что Серова я люблю за его мягкую, жемчужную, серебристую манеру изображения. Мне это по душе, это мое».