Это разговор о разных жизненных обстоятельствах. Например, о том, какую роль в жизни играет случай. О случайных встречах Дам, происходящих в самых разных местах – во время культурных мероприятий, на фестивале в Питере, и даже в супермаркете «Алые паруса». Так случайно во время поездки в Вену Татьяна и Владимир Хотиненко обнаружили музей... легендарного фильма «Третий человек», с которого начинался в «Дамском салоне» киноабонемент. Случайность вовсю царит и в таком, казалось бы, организованном процессе, как кинопроизводство. В год кино Татьяна Яковлева-Хотиненко продолжает следовать теме «кино о кино». В прошлый раз Дамы посмотрели фильм о «закулисье Голливуда», о так называемом продюсерском кинематографе. На этот раз любительницы кино узнали о европейским взгляде на процесс съемок, о том, как его видит известнейший французский режиссер, киноактер, сценарист – Франсуа Трюффо. Трюффо - один из основоположников «французской новой волны». Формально фильм «Американская ночь», представленный Татьяной, к «новой волне» не относится, он снят в 1973 году. К тому времени она уже схлынула. Жан Люк Годар, друг Трюффо и другой основоположник этого течения в кинематографе, увлекся просто политическим кино, показывающим расстановку сил. А Франсуа остался самим собой, по прежнему уверенным в том, что в кино автор должен исповедоваться. «Американская ночь» – самый пронзительный и трогательный фильм о процессе съемок. Его название отражает техническую возможность при помощи разных фильтров и иных технологий, придуманных американцами, ночь снять днем. Но помимо этого понятия, оно наполняется еще и философским содержанием: Трюффо погружает кинозрителей в процесс съемки фильма и делает это со свойственной ему открытостью, огромной любовью. Именно так выстраивает взаимоотношения с актерами на съемочной площадке его герой, играет которого сам Трюффо. За недолгое время съемок фильма «Встречайте Памелу» его участники, люди с разными характерами, ожиданиями и амбициями попадают во множество сложных ситуаций. Они влюбляются, ревнуют, переживают стрессы и потрясения и даже погибают. Их странные поступки продиктованы эмоциями. Но, несмотря ни на что, они объединены единой страстью – кинематографом. Большое влияние на Франсуа оказал писатель и кинокритик Андре Базен, прививший ему любовь к кино. Это и были его университеты. Поэтому во всех его фильмах, как, собственно, в лентах «новой волны», есть множество отсылок к любимым фильмам. От «Правил игры» Жана Ренуара до «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, не случайно в фильме мелькают книги о кино. И это не постмодернизм. Это не игра в цитирование. А признание в любви кинематографу и признание того, что этот процесс во всех странах одинаков. Для режиссеров «новой волны», каким Трюффо остался на всю свою недолгую жизнь, кино и жизнь переплетены. Многое объясняет фраза, прозвучавшая в фильме: «Правда ли, что кино важнее жизни?». Вряд ли сегодня можно найти человека, кто разделял бы эту сентенцию. Для режиссера фильм «Американская ночь» стал триумфом – он получил за него множество международных наград, в том числе премию «Оскар» за «лучший иностранный фильм». Многочисленные случайности, кажется, никак не могут способствовать созданию хорошей ленты. Но – удивительное дело – из этой сложной, противоречивой реальности и возникает магия кино! |