Марк Захаров пригласил Коняева поставить веселый, лёгкий спектакль для молодых артистов театра. Выбор пьесы Лопе де Вега не случаен. «Учитель танцев» – ренессансная комедия о душевно и телесно прекрасных людях. Музыку к спектаклю написал Народный артист России Сергей Рудницкий – композитор, постоянно сотрудничающий с Ленкомом. Авторы изящной сценографии и замечательных а-ля испанских нарядов – художники из Латвии – Мартиньш Вилкарсис и Ильзе Витолиня. Главная идея авторов – не следовать стереотипному восприятию «комедии плаща и шпаги», не пытаться повторить хорошо известную постановку с Владимиром Зельдиным в Театре Советской армии. Поэтому решено было отказаться и от названия «Учитель танцев» в пользу «Испанских безумств». Коняев сделал яркую, ироничную постановку с головокружительными танцами. Но никто не требовал от актёров точных па испанских танцев – в спектакле много импровизаций, бурлеска, шуток. Всего того, чего так ждет зритель. И такой спектакль закономерен для Ленкома. Понятно желание Марка Захарова сделать ставку на, безусловно, всеобщего любимца, новую звезду Ленкома – Антона Шагина (Лопахин и Пер Гюнт в постановках Марка Анатольевича, главный герой фильмов «Стиляги» и «В субботу»). Антон Шагин – Адельмаро. Герой-обольститель поёт, много танцует, поражает выразительной пластикой и вообще не унывает ни при каких обстоятельствах. Впрочем, Антон Шагин не скрывает, что не готов просто смешить публику. «Есть вещи, – объясняет позицию актёра Игорь Коняев, которые действуют на публику мгновенно – это так называемый «низовой юмор». Нам хотелось, чтобы зритель реагировал на более тонкие вещи, на иронический, смысловой юмор. В этом плане такой материал, как пьесы Лопе де Вега, прекрасен для всех. Он писал и для аристократов, и для прочей публики. Это был самый плодовитый испанский драматург, поэт и прозаик. Автор более чем 2000 пьес, из которых 425 дошли до наших дней. и самый «играемый» автор в мире, потому что востребуемый». Казалось бы, все слагаемые успеха налицо. Но что-то, видимо, ещё не сложилось. У Лопе де Вега Адельмаро – дворянин, который «по зову сердца» вынужден пойти в услужение. Шагину вторая роль удаётся сполна, а на благородного идальго он пока не тянет. Спектакль понравился далеко не всем соклубниками. «Английская клубная» публика искушена и требовательна. Всё ещё не утеряли свежесть впечатления от знаменитой «Юноны и Авось» и иных шедевров театра. Сам режиссёр объясняет некоторые огрехи спектакля, вообще свойственные любому премьерному представлению, тем, что в спектакле заняты два состава, а артистам на сцене нужно сыграться. Нужно понимать, чувствовать друг друга с полужеста, как это бывает в хороших долгих труппах. Должно пройти некоторое время. Театральный критик конца позапрошлого века Сергей Флёров ходил на один и тот же спектакль по нескольку раз и только потом позволял себе высказывать суждение... Заместитель художественного руководителя театра Юлия Косарева, после спектакля, поприветствовав дорогих гостей, представила: Игоря Коняева, лауреата премии Правительства России Антона Шагина, Светлану Илюхину, Заслуженную артистку России Анну Якунину, режиссера постановки, Заслуженного артиста России, Ивана Агапова и других участников спектакля. |