ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








22.XII.22
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ОПЕРНЫЙ БАЛ
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ОПЕРНЫЙ БАЛ
С Ангелом!    Неплохо перед Новым годом войти в красивый дом, оказаться в прекрасном интерьере, сесть в удобные кресла и попасть в сказку… Праздничное представление театр «Геликон-опера» поставил на сцене зала «Стравинский».
   Богатая история у этого особняка. В средине XVII века здесь жила Настасья Дашкова, любительница устраивать великосветские приемы. Праздники сопровождались оркестровыми концертами. Позже усадьбой владела княгиня Евгения Шаховская-Глебова-Стрешнева. Главный дом усадьбы его владелица перестроила. Видный русский архитектор, мастер эклектики, Константин Терский, добавил к нему красное крыльцо в псевдорусском стиле, со столбами-кубышками, висячей гирькой и шатром.
   Парадный двор усадьбы Шаховских был одним из самых живописных в Москве. В XIX веке усадьба стала театром, здесь выступали французские и итальянские актеры, труппа Венской оперетты. В начале XX века открыли камерную сцену. Затем в здании разместился Центральный Дом медицинского работника. Время его наибольшего расцвета пришлось на конец 70-х – начало 90-х годов, когда им руководил Александр Бертман, отец Дмитрия Бертмана.
И вот здесь начинается совершенно другая история – история театра «Геликон-опера», с ансамблем замечательных солистов, многие из которых – заслуженные артисты России. Театра со своими прекрасными традициями.
   Большие театры, такие как Метрополитен-опера, Гранд опера, Ла Скала, Ковент-Гарден делают особые представления к Рождеству, к Новому году. «Геликон- опера» также не первый год дает гала-концерты, «Рождественские оперные балы», где театр представляет своих солистов с их лучшими ариями, лучшими номерами. Это особая режиссерская работа: бал – это всегда праздник, а рождественские праздники тем более. В «Геликоне» Рождественские балы приурочены еще и к дате рождения княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой, совпадающей с сочельником католического Рождества.
   «Театр вложил много сил и средств, чтобы сделать эту прекрасную сценографию, декорации, – делится впечатлением Анжелика Матвеева. Замечательно работает оркестр. В течение двух часов мы видим всех солистов «Геликон-опера», прекрасный хор. И на этом я, как дирижер по основному образованию, сделаю акцент: он необычный. Дело в том, что в «Геликоне» хор двигается, танцует. А эта вещь сложная: чтобы хор звучал, он должен стоять едино. В «Геликоне» участники хора двигаются красиво, не только, чтобы зрители ощутили праздник, но сами артисты тоже.
   Мы услышали блестящие, задорные, ироничные номера. «В лесу родилась елочка…» – чудесный финал. «Геликон» любит пошутить. Это отличает Дмитрия Бертмана. Он не костный. Всегда молодой душой, всегда с экспериментом человек».
   Приходя на гала-концерты все понимают, будут оперные хиты. Но даже самые прекрасные арии, будучи растиражированными, могут стать банальными. В этом концерте таких хитов Пуччини, Чайковского, Бизе, Кальмана, Штрауса, Моцарта было меньше половины. Остальное – номера из малоизвестных опер. Гала-концерт – для того, чтобы показать голос, дать полюбоваться талантом певца.
   И здесь также стоит обратиться к истории театра. Точнее, к истории его строительства. Многие в тот вечер старались выяснить – используют ли артисты микрофоны? Их не было видно. Дело в том, что зал «Стравинский» – удивительное пространство – это бывший двор усадьбы, превращенный в зрительный зал, над амфитеатром возвышается то самое древнерусское крыльцо. Потолок решен в виде неба. Но, что особенно важно, стены – из натурального дуба, лучшего акустического материала. Полы – по технологии итальянских театров XIX века, когда между лагами и полом оставлено специальное резонирующее пространство. Поэтому в зале «Стравинский» нет необходимости пользоваться микрофонами, слышимость замечательная. Под потолком – большие раструбы, именуемые «геликонами», они, резонируя, настраивают акустику.
   По окончании концерта клубные гости переместились в другое историческое помещение, многие его помнят по Дому медика. Предновогодний клубный фуршет перемежался с поздравлениями и любопытными воспоминаниями. Олег Матвеев появился здесь в 1978 году, во время подготовки к Олимпиаде-80.
«Мы открыли более 20 «Интерклубов». Базовым был Дом медика, возглавлял который Александр Бертман – с тех пор мы подружились и тесно сотрудничали. В начале 80-х годов здесь несколько клубов по интересам вела Анжелика, здесь я с ней и познакомился. Дмитрий тогда еще был школьником, но уже стал страстным поклонником оперы, делал макеты, планы, сцены из разных опер. Потом пошел в ГИТИС и еще в студенческие годы поставил несколько музыкальных и драматических спектаклей, поначалу в своем театре-студии,
   Дом был творческим, в 1983 году здесь обосновался Марк Розовский со своей студией, превратившейся потом в Театр у Никитских ворот. Светлана, ставшая женой Андрея Нечаева, была одной из актрис этого театра. Здесь базировался, начинал петь со своим ансамблем «Русские напевы» и Владимир Девятов. В 90-е годы возникла идея создания театра «Геликон-опера» и она очень понравилась Юрию Лужкову. Начинал курировать ее реализацию Владимир Ресин, тогда член Английского клуба».
   Клубный Старшина Владимир Хотиненко в преддверии праздничной лотереи обозначил ее тематику – «Ангел-хранитель, тот, кто всегда рядом. Кто-то его слышит, кто-то глух к его нашептываниям».
   А далее последовала чудесная история о перстне Андрея Тарковского, подаренном ему Сергеем Параджановым. Искусствовед Паола Волкова рассказала, как в Париже встретилась с вдовой Тарковского. Как-то поздно вечером они шли по набережной Сены напротив собора Нотр-Дам. Лариса Павловна взмахнула рукой, перстень соскочил с пальца, стукнулся об асфальт и исчез. Отыскать они его не смогли. И тут возникло существо, то ли мальчик, то ли девочка, одним словом, ангел, протянул колечко со словами «Вы это искали?» и исчез в темноте.
   Возможно, в тот момент многим на память пришли подобные, не поддающиеся объяснению случаи… Открывая лотерею Анжелика напомнила, что Рождественский бал посвящен ангелу-хранителю этого дома, театра «Геликон-опера», княгине Шаховской.
   «Наверное, у каждого есть ангел-хранитель. Но бывают такие времена, как сейчас, когда у них случаются авралы. Когда им нужно помочь нам сохранить веру, дать надежду, привлечь больше хороших людей, помочь нам быть лучше».
   Каждый на память о вечере получил небольшую фигурку ангела, стеклянную или деревянную, фарфоровую или светящуюся, серьезную или забавную. Одинаковых не было, как не бывает одинаковых судеб.
   Подобные вечера в клубе необъяснимым образом обнаруживают удивительные совпадения и ассоциации. Например, Сусанна Мухлынина, заранее предполагая, что все будут друг другу дарить подарки, решила написать ангелов. Художник что хочет, то и пишет. И совершенно случайно обнаружила, что именно «ангельская тема» будет витать над рождественским представлением. Одна из ее живописных работ досталась Дмитрию Бертману.
   Помимо прочего это был еще и вечер разных впечатлений, которыми с удовольствием делились присутствующие. А Владимир Шапенко, не захотев говорить банальности, исключительно ассоциативно прочитал наизусть стихотворение Владимира Маяковского «Скрипка и немножко нервно». О музыке и про геликон.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Людмила Букалова, Артем Друзь


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Владимир ДЕВЯТОВ
Владимир ДЕВЯТОВ:
«Я Дмитрия Бертмана знаю давно, более 40 лет, еще когда здесь был Дом медика, а я в нем начинал работать как артист. Здесь мы познакомились с Олегом Матвеевым, который тогда возглавлял московские Интерклубы. Мы играли на балалайках для приглашенных иностранцев. Дима Бертман тогда учился, затем руководил маленькой оперной студией. Мы часто пересекались: концерты были наполнены и народной музыкой, и оперной. Много было теперешних народных артистов. Сегодня было особенно заметно, как вырос театр. Есть голоса просто великолепные, гениальные. Это говорит о том, что Дмитрий Бертман высокий профессионал, верно выбрал направление развития театра».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«В лучших аристократических традициях Английский клуб организовал духовную встречу Нового года под классическую музыку, потом великолепный фуршет с шампанским, подарками, пожеланиями друг другу всего наилучшего. Спасибо клубу!».
Нина МИРОНОВА
Нина МИРОНОВА:
«В наше непростое время очень важны вот такие душевные моменты. И музыка, и радость встречи – все совпало. Говорят, нужно праздники отменить. Нельзя этого делать! Человеку нужна отдушина, выход чувствам, настроениям, нужна вера, желание жить. Ну а музыка – это объединяющий момент. Все – проходящее, а хорошая музыка вечна».
Андрей ШКОДА
Андрей ШКОДА:
«Как всегда, прекрасный вечер, необыкновенный Рождественский оперный бал. Голоса и мужские, и женские – полное совершенство, гармония, Замечательные костюмы, яркие декорации. Восторг!»
Алла КОЖЕНКОВА
Алла КОЖЕНКОВА:
«Прекрасные голоса, просто удивительные. Я поначалу думала, что они поют с микрофонами, оказывается, нет. Очень красивые исполнители, особенно исполнительницы: то, что сегодня полагается – ты не только хорошо поешь, но и хорошо выглядишь, это в «Геликоне» выдержано. Идея порадовать зал таким разнообразием репертуара прекрасна. Зрители слушали отрывки из разных опер, а теперь, может быть, захотят прийти и послушать оперу целиком. И вообще прекрасно, что мы все сюда пришли. Это радость».