Горький в стиле модерн «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее». Так, в 1932 году отозвался об особняке Рябушинского в Москве Корней Чуковский.
Как все неоднозначно… А ведь в 1903 году многие искренне восхищались этим удивительным творением архитектора Франца-Альберта Шехтеля, более известного в России как Федор Осипович Шехтель. Век стиля модерн, появившегося в 1890 году, был недолог. Он просуществовал приблизительно до 1914 года. Так что винить Чуковского в невежестве не стоит. Корней Иванович судил о произведении искусства с позиции своего времени. Так многие делают.
В начале же ХХ века солидные московские заказчики не скупились на затейливые дома в стиле модерн. Оказался в их числе и Степан Павлович Рябушинский (1874–1942), известный российский предприниматель, банкир, молодой представитель династии Рябушинских. Вошел в историю он и как собиратель икон: его коллекция считалась одной из лучших в России. Во многом благодаря Степану Павловичу началось методичное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи.
Мария Сурвилло – экскурсовод, журналист, работавшая в Музеях Московского Кремля, с удовольствием познакомила гостей с городской усадьбой Рябушинского, расположившейся в самом центре Москвы, в начале Малой Никитской. Конечно, особый интерес представляет сам особняк. Федор Шехтель построил его в 1900-1903 годах в стиле раннего модерна. Снаружи здание ассиметрично, окна различны по форме. Сейчас парадный вход дома закрыт, зайти в музей можно лишь через черный ход со стороны Спиридоновки. Особняк кажется невысоким, видно только два этажа. Однако в доме есть еще и третий этаж.
Первый этаж дома по задумке архитектора напоминает подводный мир с его странными обитателями. Ключевая деталь в интерьере – волнообразная парадная лестница, мотивы которой – плавные, изогнутые линии, отсылающие к природной форме – находят отражение в форме окон, дверных ручек, в витражах. На самом верху лестницы «осьминог», который при взгляде на него сверху напоминает морскую черепаху. Капитель колонны украшают саламандры, плотным клубком переплетенные с лилиями. Все символично, все требует разъяснения и в этом смысле сопровождение Марии бесценно.
В прихожей, у парадного входа также вдохновленная природой витражная картина. Особняк небольшой, внутри все спланированно очень рационально. Огромные окна оптически увеличивают комнаты, «включая» внутрь пространство сада, что вокруг здания. Концепция декора дома символична: главное – единение человека с природой.
Дизайн большинства предметов, включая самые незаметные, придумал архитектор – благодаря этому обстановка особняка отличается изобретательностью и новаторством. Шехтель убеждает – как многолик, как интернационален стиль модерн. Невольно обращаешь внимание на цитаты, свойственные творцам рубежа XIX-XX веков: на «завитки» Гюстава Климта, на крылья стрекозы Рене Лалика, у которых, правда, оказалась незавидная судьба.
На третьем этаже – спрятанная от посторонних глаз молельня. Сделать ее пришлось тайной, Рябушинские были старообрядцами, демонстрировать же собственные культовые сооружения в то время не следовало. Не потому ли своды молельной Шехтель украсил большими климтовскими кругами, спиралями. Или прежде всего стиль?
В 1919 году Рябушинский эмигрировал в Италию, где основал текстильное производство, создал собственный банк, открыл антикварные магазины. Благодаря деятельному увлечению Степана Павловича возник большой интерес к русской иконе за рубежом.
Стоит пару слов сказать и о талантливейшем авторе дома Рябушинского. Родился он в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке. Прославился как русский архитектор, считавшийся одним из создателей стиля русский модерн. Уж очень умело он сочетал его с другими архитектурными направлениями.
За два десятилетия Шехтель построил пять театров, пять церквей, 39 частных резиденций, Ярославский вокзал и различные другие здания, в основном в Москве. Большая часть его наследия сохранилась до настоящего времени. Шехтель проповедовал «представление о важности социальной миссии искусства и благотворности воздействия красоты». Однако после революции 1917 года остался без работы. Последние его годы были полны лишений. Пенсии в 75 рублей на жизнь не хватало. Жил в коммуналке, в нищете, голодал, распродавал предметы искусства. В 1926 году умер.
После революции особняк был насыщен жизнью, в нем размещались советские организации, разные государственные учреждения. В 1931 году его предоставили навсегда вернувшемуся в СССР из Италии Максиму Горькому, который прожил в нем до своей смерти в 1936 году. Но пролетарский писатель так и не оценил роскошные интерьеры. Некоторые архитектурные детали дома его так раздражали, что он их удалял. Камин в столовой был демонтирован, «крылья стрекозы» в парадной прихожей закрыты шкафами.
Удивительно, что они до сих пор там так и покоятся… Занимая первый этаж, писатель не пользовался лестницей-волной, наверху жила семья сына Максима (жена Надежда и дочки Дарья и Марфа). Многое в особняке было обустроено на его вкус, часть стен Горький, обладавший обширнейшей библиотекой, заставил шкафами с книгами (практически в каждой есть его пометки – читал, вникал) и стеллажами с нэцкэ. Был большим знатоком, коллекционером японской миниатюры.
При писателе бывший особняк Рябушинских стал одним из центров культурной жизни столицы. Здесь собирались знаменитые литераторы и артисты. Здесь готовились к I съезду писателей, решали, как следует развиваться советской литературе. Иногда в гости приезжал Иосиф Сталин. В 1935 году Горького навестил французский писатель Ромен Роллан, о чем свидетельствует памятная доска на фасаде. А вот кто автор здания, кто заказчик – не указано.
Мария много рассказывала об этом непростом обитателе особняка. незаурядном человеке, выдающемся мастере русской прозы, который был свидетелем и летописцем великих исторических событий. О том, как менялась личность Максима Горького на протяжении его жизни. В молодости он был защитником идеалов свободы и гуманизма. В возрасте стал автором «Соловков», очерка о его посещении Соловецкого лагеря особого назначения, в котором дана довольно благостная картина лагерной жизни. Условия хорошие, заключенные эффективно перевоспитываются… Неоднозначная личность.
В советское время Горький был самым издаваемым автором. В особняке Рябушинского написал пьесу «Егор Булычов и другие», роман «Жизнь Клима Самгина», и вообще много работал. В 1965 году здесь открыли филиал горьковского музея в виде мемориального Музея-квартиры.
Как-то нелогично было, решила Мария, эту экскурсию оборвать на полуслове. Поэтому она предложила познакомить с городским контекстом, в котором 124 года назад оказалась усадьба Степана Рябушинского. И небольшая клубная компания отправилась по Большой Никитской, узнавая по дороге много нового об этом старинном московской районе, получившем название еще в XVIII веке от Никитского монастыря. В 1831 году в церкви у Никитских ворот проходило венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.
Небольшой променад даже по части Большой Никитской улицы показал, насколько богата она удивительными историями о человеческих судьбах, архитектурных шедеврах. Завершилась эта удивительно насыщенная экскурсия у здания Консерватории, напротив которой находится Храм Вознесения Господня, заложенный еще в 1584. Считается, что это самое старое строение на Большой Никитской. Как и предполагала Мария, никто и представить себе не мог, что автор, точнее один из авторов памятника Петру Чайковскому перед зданием Консерватории, скульптор Вера Мухина.
Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Одна из главных причин, почему у нас состоялась эта встреча, экскурсия – это желание познакомиться с очень известным, с прекрасными отзывами, московским экскурсоводом – Марией Сурвилло. И, действительно, мы встретились с человеком интеллигентным, журналистом по образованию, с прекрасным знанием Москвы и с необыкновенной любовью к своему делу. Она рассказала нам об одном из известнейших строений столицы, особняке Рябушинского, о его обитателях. Предложила прогуляться по Большой Никитской, дав множество исторических справок и фактов об этой удивительной улице. И это, наверное, было самое приятное времяпровождение – пройтись в хорошую погоду по нашему любимому городу».
Мария ВАЦИК-ГОРОДЕЦКАЯ:
«Для меня сегодняшний день – очередная отдушина, которая позволяет мне восполнять свой ресурс, потраченный за рабочую неделю. Да, открываешь Москву, смотришь на нее новым взглядом. Я в основном передвигаюсь на машине, редко хожу пешком, так что прогулка по Большой Никитской при такой чудесной погоде, в хорошей компании впечатлила и вдохновила на пешеходные вояжи. А дом Рябушинского мне показался неоднозначным, нам в основном представили одну его грань. А потому, думаю, там нужно побывать еще, чтобы больше узнать об архитектурных тонкостях здания, об истории его создания. Уж очень необычное строение».
Нелли ЗАКИРОВА-ГАРАНЯН:
«Интересный особняк, я его очень люблю. Предполагала, что больше будет рассказано о самом доме. Когда я там была три года назад, рассказывали, что он был задуман и построен как символ некоего «подводного царства». Но эта экскурсия больше была посвящена Горькому, приведено много новых интересных фактов, позволяющих иначе посмотреть на личность писателя. Прогулка по Большой Никитской – ни с чем не сравнима. Мы узнали такие вещи, о которых нигде не смогли бы прочитать».
Лиза НИКИТОВА:
«Мне очень понравилась экскурсия по музею Максима Горького. Интересный рассказ. Необычно и само здание. Как, оказывается, хорошо, когда в доме такие большие, красивые окна. Удивительная идея – витражи-стрекозы у главного входа. Правда, поразило, что они спрятаны в шкафах. Но особенно запомнилась необыкновенная витая лестница».