ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








16.II.23
ДАМСКИЙ САЛОН
ДАМСКИЙ САЛОН
На фоне слома эпох и мировоззрений    Основатель Арт-проекта «Тенора ХХI века» Дмитрий Сибирцев, музыкант и продюсер, собрал выдающийся коллектив из ведущих теноров. К 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова в Камерном зале Дома музыки солисты «Новой оперы» имени Евгения Колобова исполнили романсы великого композитора. За фортепьяно – Анна Ситникова, автор идеи концерта «Здесь хорошо».
   Концерт замечателен тем, что это было своеобразное знакомство и с личностью величайшего композитора, гениального пианиста, выдающегося дирижера, «божества в трех лицах», как назвал Рахманинова один из критиков. Ведущий не просто предварял выступление того или иного исполнителя. Он рассказывал об истории появления того или иного романса, вводил в контекст времени.
   Времени слома эпох и мировоззрений. Родившийся в 1873 году Сергей Рахманинов был традиционно мыслящим художником, опиравшимся в творчестве на основы отечественного классического наследия. При этом в его музыке звучит тон лихорадочно-напряженной жизни начала века XX, коренной переосмысления ценностей, новых идей.
   В творчестве Рахманинова соединяются московская линия, представленная, прежде всего, музыкой Чайковского, и петербургская, называемая «Могучей кучкой». При этом, будучи «самым русским композитором», Рахманинов был восприимчив и к западной музыке Моцарта, Листа, Бетховена, и своих современников. Не случайно его называют композитором Серебряного века, ломавшим традиции, переходившим от позднего романтизма к импрессионизму и т.д. Впрочем, стиль Рахманинова, считают специалисты, остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.
   А еще этот вечер интересен был тем, что звучали не только известные, но и романсы Рахманинова, которые «не на слуху». Так что многие в зале открывали для себя творчество Сергея Васильевича. Автора не только симфоний и опер, но и мастера камерной музыки, писавшего на стихи Пушкина, Тютчева, Бунина и поэтов-символистов. XX век менял, усложнял язык композитора.
   К жанру романса обращались самые знаменитые русские композиторы: Чайковский, Римский-Корсаков, Алябьев, Глинка, Даргомыжский, Свиридов… Преимущественной сферой камерного вокального творчества Рахманинова была лирика, мир личных чувств и настроений, тонкие пейзажные зарисовки, но были в его романсах и драматические образы, и размышления о смысле жизни.
   Гении парадоксальны. Как в 20 лет, удивляются искусствоведы, Рахманинов мог понять, услышать, раскрыть глубину Пушкинского откровения и написать «Не пой красавица при мне»? Помимо восточного колорита в романсе чувства, печаль по «жизни иной». Пушкин – один из самых сложных поэтов, многие желали писать музыку на его стихи. И каждый новый композитор должен был открыть иные смыслы. Пушкиниана Рахманинова небольшая, но очень яркая.
   Рахманинов гениально чувствовал голос – он царит во многих его романсах. При этом, как великий пианист, он был мастером фортепьянной линии романса. Это когда неизвестно, кто кого музыкально сопровождает. Как шутил другой знаковый исполнитель ХХ века – Федор Шаляпин: «Когда мне аккомпанирует Рахманинов, это не я пою, это мы поем!».
   Считается, что во все времена для теноров композиторы сочиняли самые красивые, волнующие мелодии. На этот раз мастерство, артистизм показали солисты театра Новая опера Станислав Мостовой, Александр Скварко, Георгий Фараджев и Василий Гурылев. Каждый исполнял тот романс, который ему наиболее близок. Получилась широкая палитра образов.
   Прозвучали стихийные «Весенние воды» на стихи Федора Тютчева, драматический монолог на стихи Ивана Бунина «Я опять одинок», лирико-созерцательный романс «Здесь хорошо», созданный Рахманиновым на стихи поэтессы Глафиры Галиной.
   Серебряный век был временем расцвета художественного перевода. И это тоже нашло отражение в творчестве Рахманинова. В числе таких произведений стихи Аветика Исаакяна, в переложении Александра Блока, в частности «Ночью в саду у меня».
Романс «Сирень» – визитная карточка рахманиновской лирики, он написан на слова Екатерины Бекетовой, исполнен был солисткой Новой оперы Анастасией Лепешинской.
   Как убедила и другая представительница театра, Мария Буйносова, особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает знаменитый «Вокализ». Он написан в 1915 году и посвящен великой Антонине Неждановой, его первой исполнительнице. Певица вспоминала: «Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы». Неторопливый и «бесконечный» характер развития мелодии «Вокализа» напоминает и русскую протяжную песню, и распевы, и бесконечность мелодии Баха, есть в нем и виртуозность bel canto.
   Романсы Сергей Рахманинов начал писать еще учащимся Московской консерватории. По популярности они соперничают с его фортепианными произведениями. Он автор около 80 камерных произведений. Не приняв революцию, Сергей Васильевич с семьей в 1918 году уезжает в Америку, где началась активная деятельность исполнителя мирового уровня, продолжавшаяся почти четверть века. И в это время композитор уже ничего не написал…
   Сейчас другие времена, другая жизнь, другие мысли и другие увлечения, музыкальные в том числе. А романс остался. И немало тех, кого он трогает за душу. Поскольку в нем есть самое главное – стихи, мелодия, душевность, сопереживание. И счастье.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Анжелика МАТВЕЕВА
Анжелика МАТВЕЕВА:
«Иногда надо ходить на абсолютно классические, камерные концерты. Мы привыкли к тому, что нас нужно развлекать: шоу, популярная музыка, известные произведения, яркая подача. А есть иные произведения, может быть не совсем понятные. Романс в этом смысле – вещь непростая, бывает даже скучноватая, не всем интересная. Но Рахманинов – очень хороший композитор. И вот так – прийти, углубиться в себя, погрузиться в прекрасные мелодии – я это сделала для «Дамского салона» сознательно. Думаю, очень полезно уравновесить себя таким образом».
Лина САПУНОВА
Лина САПУНОВА:
«Спасибо за замечательный концерт в юбилей такого великого… нет, не композитора, а человека. Его гений внес огромный вклад в российскую и мировую музыку».
Людмила КОЧУБЕЙ
Людмила КОЧУБЕЙ:
«Мне очень понравился весь концерт. Вслушиваешься в голоса, в аккомпанемент и прочитываешь очень разные чувства – любовь, тревогу, восторг. И, конечно, потрясающе прозвучал «Вокализ». Приятно узнавать артистов, многих из них я слушала в театре «Новая опера»».
Ирина ШЕЛЛИ
Ирина ШЕЛЛИ:
«Какой прекрасный вечер получился – лекарство для души. Я полетела, влюбилась во все. Тема любви слушается, воспринимается, греет тебя».