ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ








22.III.23
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
«Каприз императрицы»    «Веселая царица была Елисавет: поет и веселится… порядка только нет», шутил Алексей Толстой. Начало царствования Елизаветы вошло в историю как время роскоши и излишеств. На сцене Театра оперетты все, как встарь: дворцы, фонтаны, фейерверки, знать, холопы, фижмы, корона в виде корабля, камзолы, балаганы с народными танцами и песнями. Всего в избытке. Но эпоха Елизаветы Петровны – это не только время балов. Оно было и порой реформ, побед на поприще науки и искусства. Оказывала императрица поддержку Михаилу Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры.
   По версии давних соавторов, написавших пьесу, Дмитрия Иванова и Владимира Трифонова, на одном из «машкерадов», что любила устраивать императрица, с него и начинается действие мюзикла, кто-то из иностранных послов заметил, что у нее на столе нет ни одной русской плошки… Узнав об этом, Елизавета повелела Михаилу Ломоносову срочно создать сервиз из своего, русского порцелина!
   Ломоносов привлек друга, более преуспевшего в этой науке ученого, Дмитрия Виноградова, с ним они учились в Германии. Химик согласился исполнить приказ императрицы, и не только изобрести тончайший фарфор, но и изготовить сервиз к ближайшему балу.
   Сюжет основан на исторических событиях. Действительно, изыскания Дмитрия Виноградова сделали возможным открыть в 1744 году Порцелиновую мануфактуру под Петербургом. Правда, в реальной, не опереточной жизни судьба Виноградова сложилась куда трагичнее. За свой величайший труд он не удостоился ни одной, даже самой малой благодарности. Оказавшись практически в каторжных условиях, он умер в нищете, когда было ему всего 38 лет.
   Либретто и стихи написали давно, но это, почему-то не помешало мюзиклу звучать актуально и сегодня. Говорят, что адаптация к современности была минимальной. Что и понятно, по сути, речь идет об импортозамещении. «Знай наших!», многократно пропевали герои спектакля.
   «Каприз императрицы» это поток впечатлений. Заслуженная артистка РФ Татьяна Константинова, режиссер-постановщик, сделала мюзикл красивым, зрелищным, запоминающимся. Безусловна заслуга Максима Дунаевского. Композитор в «Капризе…» оказался чрезвычайно щедр на мелодичную музыку. Роскошны костюмы, парики (художник-постановщик Сергей Новиков), замечательна хореография (балетмейстер Ирина Корнеева).
   Веселили иных зрителей некие подтексты. Скажем, подчеркнутое в спектакле увлечение Елизаветы «машкерадами» и «метаморфозами», когда мужчины вынуждены были надевать женские наряды, а женщины облачаться в мужское платье. Иначе могли и выпороть всенародно. Владимир Хотиненко заметил: с каким удовольствием, внутренним восторгом актеры играли в эти переодевания. «Это так толерантно». Язвили в этот вечер не только на сцене…
   Поразил публику кульбитами исполнитель роли шута Александр Бабенко. Шут гороховый, острослов – ему притворяться не пришлось.
Спектакль завершился. Владимир Хотиненко оригинально начал встречу с участниками спектакля, поделился своим know how: предложил артистам самим представить себя.
   Владислав Кирюхин (старый князь Собакин) представил Анну Новикову – истинную Елизавету, царственную, вздорную, кокетливую. Максима Катарева, сыгравшего Ломоносова, Ивана Викулова (Дмитрий Виноградов), Екатерину Кузнецову (Аленушка). Замечательны характерные роли: забавного немецкого посла исполнил Константин Ужва, безудержную танцовщицу Джину Скарлаттини – Марина Торхова и др.
   Постепенно, как и предполагал режиссер, встреча превратилась в отличную стихию. Члены клуба беседовали с актерами, а те, не менее воодушевленно, чем на сцене, рассказывали об отношении к своим героям, о том, как быстро «входили» в спектакль: начали репетировать в марте, а в середине июня прошлого года уже была премьера.
   Оказалось, что для Максима Дунаевского это первая работа в театре оперетты, хотя он знаком ему с детства. Приходил сюда с родителями и проводил в нем целые сутки, ведь здесь ставили все оперетты Исаака Дунаевского.
   «На каждом этапе жизнь преподносит сюрпризы, открытия. Я прекрасно знаю труппу, знаком со многими артистами не только профессионально, как композитор. И все равно их игра для меня – сюрприз. Они виртуозно, потрясающе, в кратчайшие сроки сделали эту работу. Обычно спектакль чуть ли ни год раскатывается, пока не придет к нужному результату. А этот мюзикл уже на премьере был таким, как мы его сегодня видели. Это удивительно. Хочу поблагодарить артистов: не зря мы с вами любим друг друга. Обычно сидишь в напряжении, как споют, как сделают, не ошибется ли оркестр. Сегодня я был совершенно расслаблен, я наслаждался вашей работой».
   В ответ артисты поблагодарили Максима Дунаевского: «Когда мы еще лишь репетировали спектакль, было понятно, музыка хитовая. Не случайно мы ходили и напевали мелодии в коридорах».
   Народному артисту РФ Владимиру Девятову закономерно оказалась близка «русская тема», что подчеркивается в спектакле. «А еще я ловил мощную энергию, которая шла со сцены. Сравниваю сегодняшнее звучание с тем, что я слышал в театре лет десять назад – чувствуется рост. Вы сегодня выдали высочайший результат. Великолепно звучал оркестр. Потрясающая музыка. Желаю всем творческих побед».

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь


ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Максим ДУНАЕВСКИЙ
Максим ДУНАЕВСКИЙ:
«Пьеса была написана лет 30 назад, лежала себе в театре. Но во время пандемии Владимир Тартаковский, генеральный директор театра, обратил на нее внимание и предложил мне написать музыку. Мне было интересно, я сделал все быстро, за лето».
Елена РАБЕ
Елена РАБЕ:
«Я пришла сюда послушать музыку Максима Дунаевского, и я насладилась ею. Убедилась, что композитор продолжает творить на высочайшем уровне. Он узнаваем с первых нот, аккордов. Очень понравились ребята – талантливы, обладают прекрасными голосами. Блестящие характерные роли. Любопытная сценография. Если отрешиться от некоторого подтекста, моралите, бесспорно, мюзикл дарит большое эстетическое удовольствие».
Сергей КАЛАШНИКОВ
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Мы все пересыщены музыкой, спектаклями. Мюзиклы в этом смысле не являются мейнстримом, общим местом, установилось такое мнение, что это нечто легкое, поверхностное. Меня сегодня все восхитило, представление для меня пролетело мгновенно, с удовольствием смотрел, слушал бы еще столько же. Прекрасные костюмы, великолепно художественное оформление, удивительная пластика артистов. Как-то не хочется все раскладывать по полочкам, чтобы не умалять общего истинного удовольствия от спектакля. Есть соблазн сравнить с эталонными бродвейскими мюзиклами, но те, мне кажется, отличаются тяжеловатыми сюжетами».
Елена ЗВЕЗДИНА
Елена ЗВЕЗДИНА:
«Я, к сожалению, в первый раз в Московском театре оперетты, он произвел незабываемое впечатление, само место удивительное. Необычно, оригинально, ощущения очень многозначные. Великолепные актеры. Я бы отметила замечательное оформление действа, в восторге от костюмов. А что касается музыки, она прекрасна. Маэстро, безусловно, на высоте. Как всегда».