«Каприз императрицы» «Веселая царица была Елисавет: поет и веселится… порядка только нет», шутил Алексей Толстой. Начало царствования Елизаветы вошло в историю как время роскоши и излишеств. На сцене Театра оперетты все, как встарь: дворцы, фонтаны, фейерверки, знать, холопы, фижмы, корона в виде корабля, камзолы, балаганы с народными танцами и песнями. Всего в избытке. Но эпоха Елизаветы Петровны – это не только время балов. Оно было и порой реформ, побед на поприще науки и искусства. Оказывала императрица поддержку Михаилу Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры.
По версии давних соавторов, написавших пьесу, Дмитрия Иванова и Владимира Трифонова, на одном из «машкерадов», что любила устраивать императрица, с него и начинается действие мюзикла, кто-то из иностранных послов заметил, что у нее на столе нет ни одной русской плошки… Узнав об этом, Елизавета повелела Михаилу Ломоносову срочно создать сервиз из своего, русского порцелина!
Ломоносов привлек друга, более преуспевшего в этой науке ученого, Дмитрия Виноградова, с ним они учились в Германии. Химик согласился исполнить приказ императрицы, и не только изобрести тончайший фарфор, но и изготовить сервиз к ближайшему балу.
Сюжет основан на исторических событиях. Действительно, изыскания Дмитрия Виноградова сделали возможным открыть в 1744 году Порцелиновую мануфактуру под Петербургом. Правда, в реальной, не опереточной жизни судьба Виноградова сложилась куда трагичнее. За свой величайший труд он не удостоился ни одной, даже самой малой благодарности. Оказавшись практически в каторжных условиях, он умер в нищете, когда было ему всего 38 лет.
Либретто и стихи написали давно, но это, почему-то не помешало мюзиклу звучать актуально и сегодня. Говорят, что адаптация к современности была минимальной. Что и понятно, по сути, речь идет об импортозамещении. «Знай наших!», многократно пропевали герои спектакля.
«Каприз императрицы» это поток впечатлений. Заслуженная артистка РФ Татьяна Константинова, режиссер-постановщик, сделала мюзикл красивым, зрелищным, запоминающимся. Безусловна заслуга Максима Дунаевского. Композитор в «Капризе…» оказался чрезвычайно щедр на мелодичную музыку. Роскошны костюмы, парики (художник-постановщик Сергей Новиков), замечательна хореография (балетмейстер Ирина Корнеева).
Веселили иных зрителей некие подтексты. Скажем, подчеркнутое в спектакле увлечение Елизаветы «машкерадами» и «метаморфозами», когда мужчины вынуждены были надевать женские наряды, а женщины облачаться в мужское платье. Иначе могли и выпороть всенародно. Владимир Хотиненко заметил: с каким удовольствием, внутренним восторгом актеры играли в эти переодевания. «Это так толерантно». Язвили в этот вечер не только на сцене…
Поразил публику кульбитами исполнитель роли шута Александр Бабенко. Шут гороховый, острослов – ему притворяться не пришлось.
Спектакль завершился. Владимир Хотиненко оригинально начал встречу с участниками спектакля, поделился своим know how: предложил артистам самим представить себя.
Владислав Кирюхин (старый князь Собакин) представил Анну Новикову – истинную Елизавету, царственную, вздорную, кокетливую. Максима Катарева, сыгравшего Ломоносова, Ивана Викулова (Дмитрий Виноградов), Екатерину Кузнецову (Аленушка). Замечательны характерные роли: забавного немецкого посла исполнил Константин Ужва, безудержную танцовщицу Джину Скарлаттини – Марина Торхова и др.
Постепенно, как и предполагал режиссер, встреча превратилась в отличную стихию. Члены клуба беседовали с актерами, а те, не менее воодушевленно, чем на сцене, рассказывали об отношении к своим героям, о том, как быстро «входили» в спектакль: начали репетировать в марте, а в середине июня прошлого года уже была премьера.
Оказалось, что для Максима Дунаевского это первая работа в театре оперетты, хотя он знаком ему с детства. Приходил сюда с родителями и проводил в нем целые сутки, ведь здесь ставили все оперетты Исаака Дунаевского.
«На каждом этапе жизнь преподносит сюрпризы, открытия. Я прекрасно знаю труппу, знаком со многими артистами не только профессионально, как композитор. И все равно их игра для меня – сюрприз. Они виртуозно, потрясающе, в кратчайшие сроки сделали эту работу. Обычно спектакль чуть ли ни год раскатывается, пока не придет к нужному результату. А этот мюзикл уже на премьере был таким, как мы его сегодня видели. Это удивительно. Хочу поблагодарить артистов: не зря мы с вами любим друг друга. Обычно сидишь в напряжении, как споют, как сделают, не ошибется ли оркестр. Сегодня я был совершенно расслаблен, я наслаждался вашей работой».
В ответ артисты поблагодарили Максима Дунаевского: «Когда мы еще лишь репетировали спектакль, было понятно, музыка хитовая. Не случайно мы ходили и напевали мелодии в коридорах».
Народному артисту РФ Владимиру Девятову закономерно оказалась близка «русская тема», что подчеркивается в спектакле. «А еще я ловил мощную энергию, которая шла со сцены. Сравниваю сегодняшнее звучание с тем, что я слышал в театре лет десять назад – чувствуется рост. Вы сегодня выдали высочайший результат. Великолепно звучал оркестр. Потрясающая музыка. Желаю всем творческих побед».
Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Артем Друзь
ЛЮДИ И МНЕНИЯ
Максим ДУНАЕВСКИЙ:
«Пьеса была написана лет 30 назад, лежала себе в театре. Но во время пандемии Владимир Тартаковский, генеральный директор театра, обратил на нее внимание и предложил мне написать музыку. Мне было интересно, я сделал все быстро, за лето».
Елена РАБЕ:
«Я пришла сюда послушать музыку Максима Дунаевского, и я насладилась ею. Убедилась, что композитор продолжает творить на высочайшем уровне. Он узнаваем с первых нот, аккордов. Очень понравились ребята – талантливы, обладают прекрасными голосами. Блестящие характерные роли. Любопытная сценография. Если отрешиться от некоторого подтекста, моралите, бесспорно, мюзикл дарит большое эстетическое удовольствие».
Сергей КАЛАШНИКОВ:
«Мы все пересыщены музыкой, спектаклями. Мюзиклы в этом смысле не являются мейнстримом, общим местом, установилось такое мнение, что это нечто легкое, поверхностное. Меня сегодня все восхитило, представление для меня пролетело мгновенно, с удовольствием смотрел, слушал бы еще столько же. Прекрасные костюмы, великолепно художественное оформление, удивительная пластика артистов. Как-то не хочется все раскладывать по полочкам, чтобы не умалять общего истинного удовольствия от спектакля. Есть соблазн сравнить с эталонными бродвейскими мюзиклами, но те, мне кажется, отличаются тяжеловатыми сюжетами».
Елена ЗВЕЗДИНА:
«Я, к сожалению, в первый раз в Московском театре оперетты, он произвел незабываемое впечатление, само место удивительное. Необычно, оригинально, ощущения очень многозначные. Великолепные актеры. Я бы отметила замечательное оформление действа, в восторге от костюмов. А что касается музыки, она прекрасна. Маэстро, безусловно, на высоте. Как всегда».
Федор ЛОСЕВ:
«Прекрасная музыка, замечательно исполнение актеров, какая пластика! Редко сегодня можно увидеть спектакли, столь богато, разнообразно костюмированные. Получилось веселое представление. Яркое, красочное, зажигательное. Достойное продолжение оперетт Исаака Дунаевского. Мы расслабились, отдохнули»
Нелли ЗАКИРОВА:
«Максим Дунаевский еще раз подтвердил репутацию хитового композитора. Я думаю, буквально каждая песня из мюзикла «уйдет в народ». Нельзя не испытывать гордости за то, что у нас в России есть такой композитор».
Галина ГОРКУНЕНКО:
«Мне очень понравилось. Музыкальная палитра спектакля богата и разнообразна, великолепные голоса, я такого баритона давно не слышала. Актерское мастерство – на высоте. И конечно, великолепный шут, где они такого артиста взяли? и поет, и пляшет, и всякие кунштюки выделывает».
Сергей БАЛАГАНСКИЙ:
«Позитивный, жизнеутверждающий спектакль. Как раз такой нужен в наше время, когда психологически непросто».