ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

26.XI.20
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
"Мы с упорством китайцев искали позитив…"   Эту встречу – в формате кинокафе – клуб опробовал впервые. Легкий ужин с просмотром кинопремьер в yютном маленьком зале уже знакомого ресторана «Светлый».
   «Мы когда думали об этой программе – начала кино-встречу Татьяна Яковлева-Хотиненко, – просмотрели много картин. Те, что были на Кинотавре, на кинофестивале ВГИКа. Все, что представили на международном кинофестивале SIFFA в Сочи, где Владимир Хотиненко был Председателем жюри художественных фильмов, а Татьяна Яковлева Председателем жюри документального кино. И обнаружили, что все это фильмы – определенного безрадостного настроения. И это, к сожалению, устойчивая тенденция сегодняшнего искусства. То, что мы хотим рассказать - это призеры».
  «С упорством китайцев, – добавил Владимир Хотиненко, – мы искали позитив среди лучших фильмов. Не можем же мы показать веселый хлам. Будем считать, что сегодняшний ужин у нас с острой специей. Качество этих фильмов искупает их мрачный настрой. Это не развлечение, это картина мира».
   Начался рассказ с короткометражной ленты-обладателя Оскара «Кожа» израильского режиссера Гая Наттива. На первый взгляд, в нем речь идет о расовых взаимоотношениях. Черный мужчина у касс супермаркета улыбнулся белому мальчику... Happy and в этой истории не получился.
   Но фильм не о модной сегодня теме потери толерантности. Упрекать Гая Наттива в конъюктурности не стоит. Для него тема нетерпимости понятна и прочувствована. Его бабушка и дедушка пережили Холокост и фильм он снимал в их память. Фильм не столько о расовых отношениях (хотя двусмысленность слова skin (кожа) здесь не случайна), сколько о фанатизме.
   О том, какие странные уроки преподносят любящие родители своим детям. О причудливых переплетениях причинно-следственных связей. А их в этой короткометражной ленте на 20 минут куда больше, чем в ином легкосокращаемом сериале. И сделана она как полноценное кино. «Кожа» – лента потрясающая по своему эмоциональному воздействию и профессионализму.
   Второй фильм, о котором пошла речь, был показан – это «Сера» молодого режиссера Ланы Влади, который минувшим летом получил гран-при на российском фестивале «Кинотавр» на конкурсе «Короткий метр». Его действие происходит в одном из промышленных городов нашего Заполярья, над которым висит вечный, отравляющий не только тела, но и души смог.
   Социальная драма. Допрос женщины-полицейского и жены убитого постепенно превращается в диалог о проблемах домашнего насилия, о безысходности. И искать виновного в этой ситуации становится все сложнее. Потому что грань между жизнью и нежизнью здесь условна. Сделано аскетично, выразительно, хотя на экране нет событий. Психологический портрет двух женщин. Формулировка награды – «За мастерское воплощение образного мира простыми средствами».
   Автор сценария – писатель Дмитрий Глуховский, по его рассказу снят фильм.
   В обеих лентах описаны неблагостные ситуации. Понятно, почему так подчеркнуто осторожно, деликатно, словно извиняясь за мрачные кинотенденции в современном мире, говорили о них Татьяна и Владимир. Кино – вещь ассоциативная, непременно вызывающая в памяти множество различных сцен из других фильмов. Так Владимир Хотиненко, вспомнив потрясший своими физиологическими подробностями фильм «Семь» о семи смертных грехах, привел финальную фразу героя. «Хемингуэй однажды написал: «Мир прекрасен. За него стоит бороться». Со второй фразой я согласен».
   Очевидно, что клуб за 25 лет существования приучил своих зрителей к более жизнеутвержающим произведениям. Но такова кинореальность... Впрочем, справедливо заметили некоторые участники этой встречи, сама реальность куда печальнее.
   Обычно клубные встречи дают позитивный заряд, приучают к общему веселью. На этот раз старшина Арт-ложи клуба Владимир Хотиненко решил рискнуть, дать повод в рамках кинокафе задуматься над серьезными вещами. Не всем понравились темы фильмов и диалог по этому поводу был не менее интересен.
   На «десерт» было «подано» несколько симпатичных легких двухминутных киновысказываний – мультипликационный ироничный фильм «Праздничный ужин» и три экзерсиса студентов мастерской Владимира Хотиненко на тему «Признание в любви». Они сняты на телефон, что абсолютно неважно зрителю, потому что он видит – у каждого автора своя крепкая, позитивная идея.
   Поговорили на вечере и о делах клубных. Интереснейшую клубную программу «Путешествие во времени», подготовленную к Новому году, из-за пандемии придется перенести. Вместо этого – представила Анжелика Матвеева альтернативу – членам клуба предлагают побывать в селе Вятском под Ярославлем и там поздравить друг друга с наступающим Новым годом.
   На фоне увиденных короткометражных фильмов рассказ старшины клуба Елены Рабе и слайд-фильм о Вятском был куда более оптимистическим. Сама судьба и история села Вятское к тому располагала. Некогда в нем жили мастера, ремесленники, лучших из которых Петр I призывал на строительство Петербурга. Здесь селились архитекторы, художники.
   Сегодня Вятское – уникальное детище ученого, предпринимателя, мецената, коллекционера Олега Жарова, который удивительным образом распорядился природным и культурным потенциалом места. Умно, со вкусом, ясным пониманием, во что и зачем он вкладывает свои деньги.
   Он отреставрировал, восстановил почти в первоначальном виде каменные купеческие дома, превратил их в музеи, гостиницы, рестораны. В село потянулись известные люди – кто на дачный отдых, кто с гастролями. По вкусу пришлось Вятское и туристам. Приезжая гости убеждаются: их здесь ждут.
   Историко-культурный комплекс «Вятское» стал кандидатом на включение его в список всемирного наследия ЮНЕСКО в России. А попросту сказать, попал в число «лучших деревень страны».

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Владимир ХОТИНЕНКО
Владимир ХОТИНЕНКО:
«То, чем мы занимаемся – киноискусство – вещь индивидуальная. Если произведение всем нравится, что-то тут не так. Режиссеры новой французской волны, которые понимали настоящее искусство, считали: успех – это провал. И в этом не было кокетства. Сегодня, увы тенденция иная – только успех, причем коммерческий».
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Татьяна ЯКОВЛЕВА:
Фильм «Кожа», о котором мы рассказывали – и драматургически замечательно придуман, и очень хорошо сделан. Эта лента Наттива – смелое высказывание, поэтому режиссер заручился поддержкой чуть ли не десятка известных продюсеров. Думаю, скоро мы увидим его фильм на экранах».
Елена РАБЕ
Елена РАБЕ:
«Безусловно, все снято очень талантливо. Каждый режиссер в меру своей способности отражает свое время, настроение, атмосферу, в которой он живет. Как известно: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Парадоксально, что каждый из нас невольно может оказаться в подобных ситуациях. «Сера», казалось бы, – безысходность, а героиня находит взаимопонимание у следователя. Это и есть талантливо сделанные произведения».
Елена ЗВЕЗДИНА
Елена ЗВЕЗДИНА:
«Безусловно, фильмы, которые мы обсуждали, оставляют след. Невольно мысленно к ним будешь еще не раз возвращаться. Они очень глубокие и проблемы в них художественно, но очень четко артикулированы. При всех неправильностях, которые нас окружают, выясняется, что мы живем лучше, чем другие в мире. И, конечно, очень приятно было сегодня видеть всех – а это самое главное».