«Мы когда думали об этой программе – начала кино-встречу Татьяна Яковлева-Хотиненко, – просмотрели много картин. Те, что были на Кинотавре, на кинофестивале ВГИКа. Все, что представили на международном кинофестивале SIFFA в Сочи, где Владимир Хотиненко был Председателем жюри художественных фильмов, а Татьяна Яковлева Председателем жюри документального кино. И обнаружили, что все это фильмы – определенного безрадостного настроения. И это, к сожалению, устойчивая тенденция сегодняшнего искусства. То, что мы хотим рассказать - это призеры». «С упорством китайцев, – добавил Владимир Хотиненко, – мы искали позитив среди лучших фильмов. Не можем же мы показать веселый хлам. Будем считать, что сегодняшний ужин у нас с острой специей. Качество этих фильмов искупает их мрачный настрой. Это не развлечение, это картина мира». Начался рассказ с короткометражной ленты-обладателя Оскара «Кожа» израильского режиссера Гая Наттива. На первый взгляд, в нем речь идет о расовых взаимоотношениях. Черный мужчина у касс супермаркета улыбнулся белому мальчику... Happy and в этой истории не получился. Но фильм не о модной сегодня теме потери толерантности. Упрекать Гая Наттива в конъюктурности не стоит. Для него тема нетерпимости понятна и прочувствована. Его бабушка и дедушка пережили Холокост и фильм он снимал в их память. Фильм не столько о расовых отношениях (хотя двусмысленность слова skin (кожа) здесь не случайна), сколько о фанатизме. О том, какие странные уроки преподносят любящие родители своим детям. О причудливых переплетениях причинно-следственных связей. А их в этой короткометражной ленте на 20 минут куда больше, чем в ином легкосокращаемом сериале. И сделана она как полноценное кино. «Кожа» – лента потрясающая по своему эмоциональному воздействию и профессионализму. Второй фильм, о котором пошла речь, был показан – это «Сера» молодого режиссера Ланы Влади, который минувшим летом получил гран-при на российском фестивале «Кинотавр» на конкурсе «Короткий метр». Его действие происходит в одном из промышленных городов нашего Заполярья, над которым висит вечный, отравляющий не только тела, но и души смог. Социальная драма. Допрос женщины-полицейского и жены убитого постепенно превращается в диалог о проблемах домашнего насилия, о безысходности. И искать виновного в этой ситуации становится все сложнее. Потому что грань между жизнью и нежизнью здесь условна. Сделано аскетично, выразительно, хотя на экране нет событий. Психологический портрет двух женщин. Формулировка награды – «За мастерское воплощение образного мира простыми средствами». Автор сценария – писатель Дмитрий Глуховский, по его рассказу снят фильм. В обеих лентах описаны неблагостные ситуации. Понятно, почему так подчеркнуто осторожно, деликатно, словно извиняясь за мрачные кинотенденции в современном мире, говорили о них Татьяна и Владимир. Кино – вещь ассоциативная, непременно вызывающая в памяти множество различных сцен из других фильмов. Так Владимир Хотиненко, вспомнив потрясший своими физиологическими подробностями фильм «Семь» о семи смертных грехах, привел финальную фразу героя. «Хемингуэй однажды написал: «Мир прекрасен. За него стоит бороться». Со второй фразой я согласен». Очевидно, что клуб за 25 лет существования приучил своих зрителей к более жизнеутвержающим произведениям. Но такова кинореальность... Впрочем, справедливо заметили некоторые участники этой встречи, сама реальность куда печальнее. Обычно клубные встречи дают позитивный заряд, приучают к общему веселью. На этот раз старшина Арт-ложи клуба Владимир Хотиненко решил рискнуть, дать повод в рамках кинокафе задуматься над серьезными вещами. Не всем понравились темы фильмов и диалог по этому поводу был не менее интересен. На «десерт» было «подано» несколько симпатичных легких двухминутных киновысказываний – мультипликационный ироничный фильм «Праздничный ужин» и три экзерсиса студентов мастерской Владимира Хотиненко на тему «Признание в любви». Они сняты на телефон, что абсолютно неважно зрителю, потому что он видит – у каждого автора своя крепкая, позитивная идея. Поговорили на вечере и о делах клубных. Интереснейшую клубную программу «Путешествие во времени», подготовленную к Новому году, из-за пандемии придется перенести. Вместо этого – представила Анжелика Матвеева альтернативу – членам клуба предлагают побывать в селе Вятском под Ярославлем и там поздравить друг друга с наступающим Новым годом. На фоне увиденных короткометражных фильмов рассказ старшины клуба Елены Рабе и слайд-фильм о Вятском был куда более оптимистическим. Сама судьба и история села Вятское к тому располагала. Некогда в нем жили мастера, ремесленники, лучших из которых Петр I призывал на строительство Петербурга. Здесь селились архитекторы, художники. Сегодня Вятское – уникальное детище ученого, предпринимателя, мецената, коллекционера Олега Жарова, который удивительным образом распорядился природным и культурным потенциалом места. Умно, со вкусом, ясным пониманием, во что и зачем он вкладывает свои деньги. Он отреставрировал, восстановил почти в первоначальном виде каменные купеческие дома, превратил их в музеи, гостиницы, рестораны. В село потянулись известные люди – кто на дачный отдых, кто с гастролями. По вкусу пришлось Вятское и туристам. Приезжая гости убеждаются: их здесь ждут. Историко-культурный комплекс «Вятское» стал кандидатом на включение его в список всемирного наследия ЮНЕСКО в России. А попросту сказать, попал в число «лучших деревень страны». Текст: Виктория Чеботарева Фото участников встречи |