Племянник помещицы «вечный трагиг» Несчастливцев беден – тетушка экономила на его воспитании и в свое время удалила его от себя. Он, явившись к Гурмыжской, пытается скрыть принадлежность к «непристижной» профессии, старается сыграть дворянина (кем по рождению является), благо, сохранилась «пара платья хорошего». Но гораздо уютнее он себя чувствует в драматических образах, в ярких монологах своих героев, чем в реальной, комической жизни в Пеньках. Так многозначно назвал обиталище Гурмыжской Александр Островский. И актер Максим Аверин в этих ролях чувствует себя очень органично. Кто его в шоумэны записал? А как хорош другой скитающийся комедийный актер – Счастливцев, в прекрасном исполнении Юрия Васильева! Драматург с уважением относится провинциальным актерам, нищим, бездомным, но с высокими благородными чувствами. Их, а в их лице само искусство он призывает стать судьей этой странной жизни. Театральные критики и члены клуба в частных высказываниях находили много причин назвать пьесу вполне актуальной и сегодня, через 150 лет после появления ее на свет. Режиссер-постановщик спектакля Антон Яковлев, за плечами которого полтора десятков театральных постановок преимущественно авторов-классиков, в «Лесе» легко сопрягает драматическое и комическое, ловко смешивает разные жанры. В спектакле много действия, слов, сложных цитат из Шекспира и Шиллера, забавных гэгов... И совершенно нет суеты. Антон произвел тончайшую, незаметную для зрителя работу на сцене с актерами – и ни герои, ни смыслы не толпятся, «не сталкиваются» друг с другом, как это бывает в многогеройных спектаклях. Он очень профессионален. Что и было отмечено на традиционной встрече клубных зрителей с участниками спектакля. Открывая ее, возглавляющий Арт-ложу клуба, кинорежиссер Владимир Хотиненко напомнил: «25 лет Английскому клубу. И не проходило года, чтобы мы не оказывались в Театре сатиры на очередной премьере. Сегодня новый спектакль. И это праздник. А для меня это праздник вдвойне, потому что Антон Яковлев – мой ученик. (Антон окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Владимира Хотиненко). Какая же радость, сидеть в театре и смотреть на работу своего ученика. Я получил удовольствие и ничуть не кокетничаю. По-настоящему хороший получился вечер. Я всех поздравляю». Художественный руководитель театра Александр Ширвиндт бархатным баритоном, как всегда иронично, добавил: «Клубу 25 лет, и все эти годы он ходит в Театр сатиры из последних сил. Это очень облагораживает и клуб, и нас. У нас хороший театр, разнообразный репертуар, замечательные артисты. Спасибо». Хотиненко подхватил: «Это означало: «Счастье есть!». Антон Яковлев с явным удовольствием представил участников спектакля, при этом несколько смущаясь, – ведь в основном-то персоны хорошо всем знакомые: Алена Яковлева, Максим Аверин, Юрий Васильев, Игорь Лагутин... В компанию солидных актеров прекрасно вписалась и молодежь: Александр Чевычелов, Майя Горбань, Артем Минин, Максим Демченко и другие. За актеров, с которым легко работать, режиссер поблагодарил Александра Анатольевича. А членов клуба – за то, что решили вечер провести в Театре сатиры. «Мы для вас очень старались». «Как хорошо прийти в театр и увидеть замечательный спектакль, артистов, среди которых есть твои друзья, добрые знакомые и талантливые молодые люди, – сказала известный сценограф Алла Коженкова. Они все отменно играют, получают удовольствие от того, что делают. И это удовольствие передается нам, эти волны любви наполнили и меня. Я очень благодарна всем, кто сделал этот спектакль». Дмитрий Городецкий с особым чувством увидел Антона Яковлева, поскольку узнал в нем Егора Курчаева, того самого, которого в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты», играл Юрий Яковлев. А было это в Вахтанговском театре в конце 60-х годов. «Династия Яковлевых в этих стенах, которые давно всем нам стали родными, проявляется в потрясающем продолжении». А еще Городецкий подметил, что «Лес» далеко не самая смешная пьеса Александра Николаевича, но по сию пору актуальная, многозначная. Спектакль привел его к интересным умозаключениям: в Московской области жук-типограф уничтожил немало хвойных лесов, приходится восстанавливать тысячи гектаров леса. «Так что вы, – обратился он к участникам спектакля, – не только искусством занимаетесь, но и заодно провозглашаете здравицу во славу русского леса». Поскольку клубная встреча пришлась на День работников скорой медицинской помощи, Дмитрий Игоревич предложил всем поздравить врача-реаниматолога Марию Вацик-Городецкую и имеющего самое непосредственное отношение к «Склифосовскому» Максима Аверина. Возражающих не нашлось. Династическую тему подхватил Роберт Зиновьев, упомянув о статье, начинавшейся словами: «Юрий Яковлев очень красив. И не просто красив, а породист...». «Сегодня мы убедились, что театральная династия Яковлевых унаследовала от папы все самое лучшее. Александр Анатольевич в своей книге, которую он недавно представлял в Английском клубе, написал, что актер на 90% – это эмоции. И мы сегодня видели, с каким старанием, эмоциональным подъемом, профессионализмом и душевной отдачей играли актеры». Андрей Нечаев обратил внимание на смелость постановщика и актеров. «Репетируя в «эпоху ковида» они не теряли уверенности, что зрители выживут и придут в театр. Вторая, безусловно, отчаянная смелость – в наше политизированное время, когда бурлит политическая жизнь, бурлит улица и т.д., – поставить Островского. Попробовать взывать к вечным истинам, вечным ценностям и вечным эмоциям. Получилось! Все удалось!». Отдельно Андрей Алексеевич пропел гимн интереснейшему образу, созданному Аленой Яковлевой. Как говорили в старину, «пьесу принимали очень хорошо». Текст: Виктория Чеботарева Фото: Василий Редкин |