Душа Алексея Рыбникова стремится к самым сложным произведениям. В этом он видит предназначение композитора. И тем самым, как однажды сказал о нем его соклубник Святослав Бэлза: «Алексей Львович сохраняет достоинство мастера, достоинство этой профессии. В его творческом активе помимо академической хоровой и камерной музыки шесть симфоний, значительных произведений для симфонического оркестра. Алексей создает симфонии на тексты, которые монтирует сам. В его произведениях звучит эпос Шумера и стихи Маяковского, поэзия Микеланджело Буонарроти, священные строки из Библии...» К юбилею отечественной войны 1812 года в своем театре он поставил оперу «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого «Война и мир». Произведение, в особенности многоплановая и очень цельная, психологически отточенная фигура князя Андрея Болконского захватила автора и он, по истечении десятилетия! представил публике новое произведение – оперу-драму «Le prince André. Князь Андрей Болконский». Либретто оперы, написанное Рыбниковым, основано на оригинальных текстах романа «Война и мир». Но не ограничивается ими. В спектакле звучат и документальные исторические строки – манифест императора Александра I, выдержки из писем, дневников и мемуаров Наполеона. Рыбников показал эпоху. В наш век поверхностных знаний и отношений его интересуют глубинные проблемы бытия, природа любви, патриотизма. Новая работа автора, это музыкальный взгляд на судьбу одного из его главных героев. Прекрасные мелодии, новаторские аранжировки, и романтический сюжет – все в стиле Рыбникова. Понятие рок в этом произведении обретает двусмысленность. Он оттеняет бельканто, мелодекламацию. Он же – судьба, судьба Андрея Болконского. Чтобы не отходить от реальности, описываемой Толстым в «Войне и мире», герои «Le prince André» говорят и поют на двух языках — французском и русском. Исполнители – актеры театра Алексея Рыбникова. Помогли воссоздать «картины истории» в спектакле и артисты Московского театра «Новый балет». Некоторые сцены представляли собой большие хореографические композиции. Как обычно, трогательная часть вечера – встреча членов Английского клуба с автором постановки, участниками спектакля. Олег Матвеев открыл встречу. Коллега, друг, соклубник Алексея, композитор Максим Дунаевский на правах многолетнего Старшины клубной Арт-ложи напомнил: «Бородин работал над «Князем Игорем» восемнадцать лет и создал шедевр. Леша, мы столько ждать не могли, сегодня время летит быстрее». Максима впечатлил смелый замысел товарища – вслед за Сергеем Прокофьевым осмелиться замахнуться на Льва нашего Толстого. «Ты сделал это совсем по-другому, не похоже, по-своему. Мы все из зала выходили с запоминающейся рыбниковской мелодией. И это важнейший момент. Ты нарисовал, выразив свое отношение к тому времени, к истории, к сюжету, к героям романа, потрясающие, глубокие симфонические картины. Их можно было считать даже закрыв глаза, и, не глядя на сцену, понять – это Лев Толстой. Я думаю, ты из этого наверняка сделаешь симфонию. Поздравляю неразрывно связанную с тобой Таню, знаю, как она переживала. Сашу Рыхлова поздравляю, весь коллектив исполнителей. Эта работа, несомненно, войдет в историю музыки. Я счастлив, что был на премьере этого произведения». Друг, гость Английского клуба композитор Александр Журбин, напомнил, что они, по удивительному совпадению, с Рыбниковым и Дунаевским одногодки. «Леша – уникальный человек, он умудряется помолчать-помолчать и выдать в очередной раз шедевр мирового класса. Конечно, создать музыку к роману «Война и мир» адски сложно, тем более на непростой текст Льва Николаевича. Существует несколько опер, созданных на оригинальные тексты: Мусоргский «Женитьбу» написал прямо на слова Гоголя, Даргомыжский – «Каменный гость» на слова Пушкина. Это было очень сложно для великих композиторов. И Рыбников сумел эти сложности преодолеть. Мы слушали сегодня слова Толстого, которые нам открывали бездну и вместе с тем какую-то невероятную, небесную красоту. Музыка Рыбникова идеально совпадает с гениальной прозой. Этот день запомнится в истории российской и мировой музыки». Аплодисменты, букеты, поздравления … переоблачившимся в партикулярное артистам. Режиссер спектакля Александр Рыхлов представил участников: Никиту и Александра Поздняковых, Валерию Воробьеву, Романа Орлова, Дмитрия Беседу, Екатерину Кульчицкую, Николая Дроздовского... А еще приблизила зрителей к эпохе позапрошлого века выставка из собрания Александра Вихрова «XIX век, начало. Время героев», специально представленная по случаю премьеры в фойе театра «Et Cetera». Картины, офорты, ордена, барельефы, табакерки и прочие артефакты. И главный из них – раритетные тома «Войны и мира» Льва Толстого, увидевшие свет в 1912 году в Издательстве «Товарищества И. Д. Сытина и К». В целом все это было иллюстрацией многих страниц истории. Читайте, перечитывайте и слушайте классику – таков был негласный девиз этого славного вечера. Текст: Виктория Чеботарева Фото: Василий Редкин |