ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

3.II.22
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
ЛУЧШИЕ ВЫСТАВКИ МОСКВЫ
Дерзкая эпоха Врубеля    Случайно ли, что практически одновременно три крупнейшие художественные экспозиции в столице и ее в непосредственной близости представлены исключительно концептуально. В Пушкинском Музее изобразительных искусств под девизом «Бывают странные сближенья» привычные и не очень посетителям произведения перекомпоновали, дополнили согласно оригинальной концепции известного искусствоведа, куратора Жан-Юбера Мартена. И каждая вещь заявила о себе по иному. В музее «Новый Иерусалим» положение картин в экспозиции, объясняют буквы русского алфавита, а вовсе не какая-то иная логика.
На выставке «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке также нет привычного биографического порядка, нет и тематических разделов в чистом виде. Известный архитектор Сергей Чобан на трех этажах стенами-перегородками и проемами в них жестко прокладывает путь посетителю выставки – от одного произведения к другому.
   Почему музеи идут на радикальные эксперименты? Чтобы привлечь зрителей парадоксами? Нет, конечно. Тогда с какой целью – «не только что, но и как показать»? Казалось бы, все произведения Михаила Врубеля знакомы каждому. Все, ну почти все, о художнике можно узнать, заглянув в интернет. А вот почувствовать его – вряд ли. Послушав куратора выставки, Ирину Шуманову, каждый убеждался – его знания о Врубеле поверхностны.
   Огорчаться тут нечему, не понимали художника и его современники. В советское время Врубеля и вовсе записали в декаденты. Чужд он был молодой развивающейся стране. Практически сорок лет имя художника было под негласным запретом – не социалистический реалист! Он ни на кого не похож. Он сам по себе. Он создал свой стиль.
   С Ириной Викторовной в рамках Дамского салона Английский клуб увиделся несколько лет назад. С каким почтением к мастеру она знакомила дам с произведениями Александра Головина на выставке его работ, неизбежно влюбляя в его талант зрительниц. На этот раз Шуманова прежде всего рассказала о трудностях создания концепции выставки произведений Михаила Врубеля (1856–1910). Третьяковская галерея, обладая самым крупным собранием его работ, представила на выставке более 300 его произведений. В том числе из Русского музея, частных собраний и других российских и зарубежных музеев. Так что многогранный мир Врубеля был явлен во всей возможной полноте.
   Предлагаемая траектория движения следует и логике врубелевской жизни-легенды. 1902 год разделил творческий путь и судьбу художника на две части. Все созданное художником до «Демона поверженного» соответствовало эстетическим моделям своего времени. А то, что создано после, возникало под влиянием новых обстоятельства жизни мастера. Болезнь становилась для него источником новых художественных открытий.
   Чтобы подготовить современную выставку, убеждена Шуманова, недостаточно просто повесить на стены картины. «Сегодня на первый план выходят не сведения, а их анализ, обобщение, параллели между разными событиями и судьбами, их эмоциональная наполненность». Экспозиция-лабиринт создана, чтобы убрать «замыленный взгляд». Чтобы зритель был вооружен не только старыми знаниями, чтобы он стал неленив, любопытен, включал воображение.
   Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и... отталкивали современников. Уж слишком художник был страстен, он опровергал привычные каноны даже когда обращался к библейским образам, к русскому эпосу, к обычному пейзажу. Что уж говорить о демонах и духах! В понимании Врубеля Демон – это душа. Впервые за более чем сто лет, здесь в одном «зале» встретились произведения, подчиненные единому замыслу: «Демон сидящий», «Летящий демон» и «Демон поверженный». Фактически одно произведение Врубеля, длиною в жизнь и ценою в жизнь. Работая над последним, художник потерял рассудок. Его демоны, духи природы – это череда внутренних исканий, поиски соответствия между миром мечты и реальности.
   Сложнее или проще понять Врубеля нашим современникам? Наверное нет. Потому-то задавали столько вопросов. Действительно – с какой целью именно с «Царевны-Лебедь» открывается выставка? Это не совсем портрет Надежды Забелы. Хотя известно, что певица была для Врубеля музой, женой и ангелом-хранителем, оберегающим его до последних дней жизни. В ней он находил вдохновение для многих работ. «Царевна-Лебедь» – самая популярная, самая растиражированная картина Врубеля. Но и самая загадочная. Современники называли ее «апокалиптической птицей», предвестницей грядущих бедствий и катастроф. И разве обратил бы кто-то внимание, что она иная с разных ракурсов, если бы не подсказка Ирины Шумановой.
   Спрашивали об отношениях Врубеля с Третьяковым. Интересно было понять природу врубелевского мазка, его знаменитую обрисованность и «кристаллообразность». Это от Павла Чистякова, знаменитого художника и преподавателя Академии художеств. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка». Повлияла на форму его письма и работа над мозаикой при реставрации, росписи куполов киевских церквей. Там же Врубель понял ощущение высоты. Крылья – любимый мотив живописи художника. В 1891 году Врубелю предложили иллюстрировать собрание сочинений Лермонтова. Он начал с «Демона» и рисовал его бесконечно.
   Безусловное открытие – значительная экспозиция рисунков Врубеля, созданных во время пребывания в психиатрических лечебницах. Страстные, эмоционально яркие, они, по словам куратора, демонстрируют не столько муки пациента доктора Усольцева, сколько провидческий художественный дар мастера. В этих рисунках и игра переливов перламутровой раковины-пепельницы, «модели» позднего Врубеля. Не только знаменитая акварель «Жемчужина», но и десятки карандашных этюдов выставлены в специальном затемненном кабинете. Сестра Забелы Екатерина Ге писала: «Странное дело, сумасшедшему Врубелю все больше, чем никогда, поверили, что он гений».
   На выставке представлена и керамика из собрания музея-заповедника «Абрамцево», где он трудился под покровительством Саввы Мамонтова. Тот хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и создавал ему подходящую среду обитания. Включили в экспозицию устроители выставки и театральные эскизы и даже костюм Снегурочки Забелы-Врубель.
   С одной стороны, Михаил Врубель принадлежит к блестящей плеяде мастеров эпохи модерна. С другой – была значительная дистанция, разделявшая Врубеля и его художественное окружение. С грядущим, как потом выяснилось, этот художник был связан гораздо прочнее, чем с современностью. Его художественный язык напрямую предвосхитил все, что появилось потом: кубизм, лучизм, абстракцию.
   По окончании экскурсии  Елена Рабе от имени Клуба подарила Ирине Викторовне «почти врубелевский» букет с огромной благодарностью. А в ответ все услышали, что Шумановой в свою очередь было любопытно наблюдать: как смотрели клубные экскурсанты, как слушали, какие вопросы задавали, как сравнивали, делать выводы...
   Далее – дружеский ужин в ресторане Аркадия Новикова «Сыроварня». В меню ужина были самые интересные блюда ресторана с винным сопровождением. Место симпатичное и обсуждение увиденного и услышанного в музее здесь проходило уже в частном порядке, но с большой благодарностью Клубу, который приглашает членов клуба на самое интересное.

Текст: Виктория Чеботарева
Фото участников встречи


Ирина ШУМАНОВА
Ирина ШУМАНОВА:
«Основной идеей выставки Михаила Врубеля стала иномирность его работ, пересечение реальности и фантазии. Созданное Сергеем Чобаном пространство помогает выразить эту общую мысль. Здесь нет привычного деления экспонатов на основе хронологии или жанра работ».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«Были приятно удивлены новым видением Михаила Врубеля. Разумеется, главную роль сыграл блестящий гид, экскурсовод, куратор выставки – Ирина Шуманова. Она не только прекрасно разбирается в творчестве художника, но и умеет донести свое понимание до аудитории. Одним словом – браво! Надеемся на продолжение».
Виктория ГАЛКИНА
Виктория ГАЛКИНА:
«В детстве я побаивалась вглядываться в глаза на полотнах Врубеля. С возрастом, когда уже не раз бывала в Третьяковке, в залах с его работами, я не переставала удивляться, какая в них глубина, какое пиршество цвета в мозаике творений Врубеля. Их не спутаешь ни с какими другими. Но на этой выставке я поняла, что обычный взгляд посетителя сосредоточен на произведениях. Он радуется их узнаванию. А в этой экспозиции выверены, особенным образом подобраны правильные ракурсы: как «закольцованы» в едином помещении «Демоны», как перекликаются полотна, цвет одной картины «поддерживает» оттенки на другой. Мы увидели совершенно другого Врубеля. Здесь все иначе видится. Не зря Александр Бенуа советовал судить о художнике тогда, когда увидишь все его произведения. То, что Врубель гений, мы знали и раньше. Сейчас это ощущение стало осязаемо. Глазами Врубеля мы увидели те миры, что нам недоступны. Благодаря Ирине Викторовне. И Анжелике – она умеет находить самое лучшее. А мы с удовольствие следуем ее советам».
Елена РАБЕ
Елена РАБЕ:
«Потрясающая выставка. Поражает она в целом – начиная от того, как, следуя каким идеям, целям, устроители формировали это сложное пространство. Интересны, почти детективны истории о случайных находках, как, например, это произошло с рисунком Врубеля, обнаруженным совершенно невероятным образом. Повествования об умении мастера в малом видеть огромное, в раковине – бесконечность галактики. Как он «проносил» особую, любимую «деталь» по своим полотнам. А идея сияющих крыльев «Демона поверженного», множество раз переписанного автором!».