ЛОГИН     
ПАРОЛЬ     
 


Запомнить меня на этом компьютере!

Если Вы забыли свой логин или пароль - обратитесь к администратору сайта:
телефон: (495) 960-2070,
e-mail: mak@elnet.msk.ru
ИЗМЕНЯЕМОЕ НАЗВАНИЕ
-->

9.XII.21
АРТ-ЛОЖА
АРТ-ЛОЖА
Бояться суда общественного больше, чем уголовного    Как и у автора у Дмитрия Астрахана в «Доходном месте» сложно провести грань между комедией, как именуется пьеса, и социально-психологической драмой. Да, пожалуй, и в жизни все это переплетено, неявно. Астрахан вывел несколько ярких типов – корыстолюбивых чиновников, лицемерных карьеристов, истеричных мещанок и других типичных для времени Островского особ. Для них тема мздоимства, взяточничества естественна, как восход солнца. Впрочем, их мир, подметил у Островского режиссер, не лишен обаяния. А герои «Доходного места» в исполнении Евгения Герасимова, самого Астрахана, Олеси Железняк даже весьма забавны.
   На этом фоне уже не совсем «лучом света», а скорее резонером выглядит молодой чиновник Жадов. Да, он пытается проявить индивидуальность, противостоять незыблемым правилам мира, не желает угождать, льстить, лгать. Он против взяток! В его понимании материальное благополучие не может быть жизненным смыслом. Но когда «семейная лодка» романтика и идеалиста разбивается о быт, ему ничего не остается как пойти к богатому дядюшке, попросить «доходного места». Да, кажется, поздновато.
   Вот такое прочтение классики. Смешение нравоучительного, менторского и озорного. Зал смеется, интересно чему? Тому, как потешно играют, или актуальности текста и по сей день? «Доходное место» Астрахан превратил в «больное место» нашего сегодняшнего общества.
   Пьесу Островский написал в 1856 году. Несколько лет ее запрещали ставить в театре. Советским чиновникам «Доходное место» тоже было не по душе. Когда в 1967 году молодой режиссер Марк Захаров создал спектакль в Театре сатиры (с Андреем Мироновым в главной роли), представление закрыли сразу после премьеры. Правда, в результате этого скандала Захаров оказался в «Ленкоме»... на сцене которого сегодня играют легендарную пьесу.
   Спектакль завершился овациями благодарной публики. А клубные зрители, как всегда, переместились в кулуары, где прошла не менее ценная часть вечера – общение с артистами. Олег Матвеев творческой группе в двух словах представил Английское сообщество, рассказал о встречах с Марком Захаровым – он входил в Совет Попечителей, клуб побывал практически на всех премьерах Ленкома. На этот раз приглашение пришло от другого члена клуба, Евгения Герасимова.
   Много разных совпадений обнаружилось в тот вечер. Здание на Малой Дмитровке, где со временем разместился Ленком, в начале прошлого века было построено для Московского купеческого клуба. О нравах купечества с большим знанием дела и иронией писал Александр Островский, вызывая немалое раздражение прототипов. Помимо прочего писатель был членом исторического Английского клуба, этого первого независимого общественного учреждения. Того самого, которому в будущем году 250 лет.
   Дмитрий Астрахан и Евгений Герасимов представили творческую группу: Олесю Железняк, Андрея Миронова-Удалова, Станислава Тикунова, Елену Есенину (оказалось, что она, не только актриса, но и певица, поэтесса, композитор) и других актеров. Церемония чествования – это не только формальное вручение букетов и дежурные похвалы. В клубной среде принято обсуждать увиденное, реагировать искренне, делиться ассоциациями.
   «Рядовой зритель», и далеко не рядовой адвокат Роберт Зиновьев назвал тему спектакля – «антикоррупционной». «Бессмертный классик Островский всегда актуален. Главный герой пьесы Жадов провозглашает лозунг «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Можно констатировать, что в нашем обществе это  время еще не наступило». Я человек зрелого возраста, не могу, конечно, как Жванецкий, сказать, что «достиг вершины склона лет», но меня порадовала преемственность поколений, молодые талантливые актеры продолжают традиции Ленкома. Мы помним Янковского, Караченцова, Абдулова и искренне рады, что не угасают таланты в этом замечательном коллективе. Надеемся, что и дружба Английского клуба с театром продолжится». Режиссера Астрахана Зиновьев сравнил с «играющим тренером» и поблагодарил за сохранение любви к классике.
   Другой незаурядный адвокат Владимир Шапенко также похвалил фееричную игру актеров: «Хороший спектакль не только радует, но и заставляет задуматься. И я, как отец двоих дочерей, сегодня увидел и услышал много полезного для себя, за что всем очень благодарен. Пошел думать».
   И Дмитрий Астрахан поблагодарил гостей за импровизированный праздник, за теплые слова. Действительно, никакого повода для печали нет. «Слава богу, дочерей еще есть за кого выдавать, ситуацию не победили, все нормально, пока берем!».
   Вечер получился какой-то особенно веселый и шутить можно было от души. Евгений Герасимов также выступил в роли адвоката... своего героя: «Можете не признаваться, но мне кажется, что найдутся те, кто не прочь понять моего Вышневского». И пригласил посмотреть другой, на этот раз давний ленкомовский комедийный спектакль «За все заплачено», где он будет играть роль, в которой прежде выступал Олег Янковский.
   Огорчился было Олег Матвеев, что в этот вечер не удастся услышать мнение госслужащего, однако и такой в сообществе есть. Дмитрий Городецкий, как опытный сити-менеджер, высоко оценил произведение «большого кинорежиссера, который берет серьезные, казалось бы, утраченные рубежи классики. И предложил 250-летие Английского клуба отметить очередным современным прочтением солидной драматургии из прошлого».
   В частной беседе Евгений Герасимов добавил, что ему с Дмитрием Астраханом работать было просто. «Он четко знал, что он хочет в режиссуре. Видимо мы с ним подходим по темпераменту, по пониманию автора, того, что интересно зрителю. Я играю с ним с огромным удовольствием. Он дает артисту проявлять себя и я ловлю кайф. Астрахан меня не сдерживает, а иногда говорит: «Ну, мы сегодня с тобой сыграли!» Его энергетика передается актерам на сцене, переходит в зал. Думаю, и он разделяет мою позицию: искусство – оно не должно быть скучным».

Текст: Виктория Чеботарева
Фото: Василий Редкин


Нина МИРОНОВА
Нина МИРОНОВА:
«Меня тронуло, что режиссер, участники спектакля постарались уловить тональность Островского. Он стал удивительно современен, злободневен. Каждая реплика – не просто удар в голову, а какой-то когнитивный унисон. Восхищаюсь игрой актеров, мне кажется, Железняк – абсолютная актриса Островского. А «пьянка без предела» – какая режиссерская находка! Да, так, без тормозов «отдыхает» народ. Что-то в иных ролях мне пришлось не по вкусу. Думаю, потому что зрелое поколение, корифеи чувствуют Островского лучше, чем молодежь, поэтому они и играют потрясающе. Есть о чем поразмышлять. И в целом получился очень хороший вечер, клубный, приятный».
Аркадий КЕРНЕР
Аркадий КЕРНЕР:
«Прекрасное произведение классика Островского – на легендарной сцене Ленкома! Вот она, ирония судьбы: с «Доходного места» в свое время началась режиссерская карьера Марка Захарова. И мы сегодня в театре, носящем его имя, смотрим спектакль, слышим бессмертный текст великого Островского. Огромная благодарность за доставленное удовольствие. А с Дмитрием Астраханом мы увиделись при весьма любопытных обстоятельствах. Мы летели в Берлин, какой-то пассажир учинил скандал и Астрахан удивительным образом, интеллигентно, умно, нежно смог всех успокоить. Талантливый режиссер фильма «Все будет хорошо» все уладил».
Любовь СТЕПАНОВА
Любовь СТЕПАНОВА:
«Об артисте нельзя судить по тем многочисленным телесериалам, где не очень талантливые режиссеры эксплуатируют их единичные качества, не позволяя раскрыться дарованию полностью. Олеся Железняк – тот самый случай. Мы сегодня убедились – она прекраснейшая актриса».