Он снят на стыке разных жанров: это триллер, криминальный детектив в жанре нуари с элементами экспрессионизма. Но это и мелодрама, ведь картина пронизана любовью. Действие фильма происходит в полуразрушенной послевоенной Вене, разделённой на четыре зоны оккупации. Видимо поэтому режиссёр привлек актеров из разных стран, представителей разных культур. Джозеф Коттен – американец, Алида Вали – итальянка, Тревор Ховар – англичанин. Но широкую известность «Третий человек», пожалуй, получил благодаря работе Орсона Уэллса, американского актёра (в этом качестве он выступал в картине), режиссёра и сценариста, которого кинокритики называли человеком Возрождения XX столетия. Т.Хотиненко: «Одна из причин столь высокой оценки фильма – его ключевая роль в понимании перелома, происходившего в кинематографе XX века. Ведь в ней показана смена нравственных ориентиров, когда центром притяжения оказывается человек вне моральных норм. «Вывихнутое время» послевоенной реальности влияло на личность, понятия добра и зла легко менялись местами, забывались христианские истины и постулаты». «Сегодня негодяй уже не пинает ногой собаку, теперь он – обольститель». Эта фраза знаменитого Альфреда Хичкока – яркая характеристика не только тех киногероев, но и того времени. Завораживающий рассказ Татьяны об истории этой очень серьезной картины завершился показом самой черно-белой, но очень яркой ленты, изысканной по всем параметрам: по диалогам, по музыкальному оформлению (автор и исполнитель музыки Антон Карас, уличный музыкант, который играл на цитре). А затем было легкое обсуждение вечной темы – понимания человеком таких категорий, как долг и чувства; того, к чему шла и к чему пришла человеческая цивилизация. |