Яркой иллюстрацией темы вечера послужил фильм «Казаки» – краткий очерк о казачестве, участии его в основных российских военных действиях, о современном образе жизни, возрождении традиций и т.д. Виктор Морозов, уроженец города Шахты, донской казак, ценитель традиций донской земли, благодаря которому вот уже 10 лет в России выходит журнал «Казаки», представил свою версию возникновения казачества. В её основе - события, произошедшие в 12-14 веках. Время малоизвестное, слабоизученное, полное легенд, путаниц, теорий, в том числе спекулятивных. Виктор рассказал о роли Золотой орды в образовании структуры организации казачьих войск, их вооружения, экипировки, умении обращаться с лошадьми. О том, что именно казаки позволили ей максимально использовать ресурс захваченного государства. О влиянии на последующие взаимоотношения казачества с российскими князьями и царствующими особами. Он указал на китайско-монгольские традиции в способах ведения военных действий, чем объясняется наличие в лексике казаков многих слов татарского происхождения (есаул, атаман и т.д.). Объяснил, чем продиктована любовь казаков к шелковым одеждам. И даже предположил, что русские валенки возникли во времена нашествий Чингисидов, — прямых потомков Чингисхана! Служа монголо-татарам казаки выполняли роль пограничных войск. Времена менялись, но в сознании казаков всегда господствовали традиционные мировоззренческие принципы - свободолюбие, верность воинскому долгу и присяге, исполнительность. По образному выражению Льва Николаевича Толстого, «граница породила казачество, а казаки создали Россию». Завершив рассказ, донской казак с «Сиянием» спел одну из лучших казачьих песне – «Не для меня придёт весна». Владимир Шумейко презентовал соклубникам свою новую книгу – «Казаки». Повествование начал со своей родословной. Исследуя фамильное древо, Владимир Филиппович обнаружил, что первый в роду Прокоп Шумейко (прозванный так за свой весёлый нрав) был принят в казаки в 1648 году, к власти в Запорожье тогда пришёл Богдан Хмельницкий. Пращур был полковником черниговским. А его сына, Савву Шумейко, оказывается, запечатлил сам Илья Репин на знаменитом полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Владимир Филиппович, обладая редким талантом расширять контекст того или иного понятия, продемонстрировал, какие метаморфозы претерпела «корневая», старинная песня «Казачья воля. Утром рано весной». Через 100 лет она появилась уже под названием «За рекой Ляохэ» и в ней уже шла речь об одном из событий русско-японской войны 1904-1905 годов. А в 1924 году она удивительным образом обрела «реального» автора Николая Кооля и превратилась в хорошо знакомую «Там, вдали за рекой» под названием «Смерть комсомольца»... Выяснить, насколько члены Клуба неплохо осведомлены о казачьей жизни, быте, лексике позволила викторина. Призы были символичны – папаха, фуражка, нагайка и прочие атрибуты казацкой жизни. Впрочем, на память о вечере каждый уносил домой не только книгу «Казаки» с автографом автора и одноимённый журнал, но и диски с песнями «Донского сияния». «Генетический казак» Владимир Хотиненко, пропел оду казачьей песне. «Это такое уникальное явление! Понятие «свобода» порой выливается Бог знает во что, а вот казачья «воля»– это свобода духа. То, что невозможно объять ничем, кроме песни». Казачество, подметил Владимир Хотиненко, распространилось не только по всей России. «В свое время, после войны 1812 года, пройдя по Европе, казаки достигли Парижа; их слово «бистро», да и многие другие стали частью французской реальности. Оказывается, Московский Английский клуб тоже пропитан казачьей культурой!». |